Мы знаем о кадастре всё!
map

г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56, 15 этаж, комната 33

arrow
search

Особенности кадастровой деятельности в России

Для простоты восприятия уточним пункты данной статьи:

  1. О чем эта статья;
  2. Почему мы требуем;
  3. Что и как мы требуем;
  4. Заключение.

1. О чем эта статья

В эту статью мы постарались вложить мысль, которая, на наш взгляд, является основной среди ряда вопросов, которые нам необходимо изучать, занимаясь кадастровой деятельностью.

Кадастровая деятельность

Некоторые, в особенности, кто занимается кадастровой деятельностью давно, возможно еще до принятия 221-ФЗ, могут отметить тот факт, что кадастр, над которым работают множество людей и который обязан быть гарантом наличия прав на объекты недвижимости, обязан выполнять функцию базы данных, а также обязан обеспечивать законность совершения определенных действий самим фактом внесения сведений и обеспечения общего доступа к этим сведениям, превращается в клоунаду. И не нужно пытаться оправдать себя, мы все являемся участниками этой клоунады. Кадастр – одна из важнейших частей тела под названием «государство», без которой хаос, всеобщее непонимание, мошенничество и силовое изъятие недвижимости – основные понятия, которые ждут такое государство. И эта часть тела постепенно умирает.

 

2. Почему мы требуем

Нельзя сказать, что ситуация в области кадастра ухудшилась, она изначально была плохой.

Давайте на пару минут станем государственными регистраторами прав и включим во всю нашу фантазию. Итак, в больницу привезли пациента. У пациента повреждена нога и все анализы, показания профессиональных врачей, говорят о том, что ногу необходимо ампутировать. Данное заключение попадает к главному врачу больницы. Главный врач, засидевшись на высоком посту, не выполняя давно свою врачебную функцию, а также потерявший всяческие навыки, не обращая внимание на заключение профессионалов, подтвердивших свою квалификацию не просто дипломом, но и опытом, а также былыми фактическими заслугами, принимает решение о том, что пациенту необходимо ампутировать руку. Необходимые инструменты при этом не выдаются.

В итоге хирургу предоставляется в пользование молоток, зубило, а также ставится задача ампутации руки.

Представили ситуацию? Звучит, если не страшно, то, по крайней мере, странно. А ведь это то, что происходит с кадастром.

Пациент – это, непосредственно, область права, которая должна регулировать кадастрово-регистрационные отношения. Хирург – это работник, кадастровый инженер. Главный врач – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функцию по выработке государственной политики интересующей нас области.Необходимые инструменты – это права на выполнение определенных действий кадастровым инженером. Ампутация ноги – это способ решения насущных проблем, без принятия которых пациент умрет. Ампутация руки – это либо изображение бурной деятельности, либо непонимание причины проблемы.

Нам кажется, что 7 лет – это более чем необходимый срок для понимания того, что молоток и зубило – это плохие инструменты для лечения пациента.

Рассматриваются и выделяются какие-то колоссальные деньги на государственные программы с красивыми и умными словами, которые не работают. Не работают – это значит они не исполняют (или не исполнили по тем программам, которые уже завершены) цель, заключенную в самой программе. Вот некоторые из этих программ:

– Федеральная целевая программа развития ЕГРН и кадастра недвижимости на 2014 – 2020гг. (объем финансирования 18.9млрд руб.)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153298/abebe57d9339d056cb54617f9ab4730c383e6923/;

– государственная подпрограмма №3 «Государственная регистрация прав, кадастр и картография» общей государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (объем финансирования 315.7 млрд руб.)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/50fa578c16d5710adb64bc1be14dcafef672c452/;

– финансирование Росреестра в рамках государственной программы РФ подпрограммы №3 «Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости» на 2013-2020года. (объем финансирования 319 млрд руб.)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150736/120b05724dc3f6446b46c8aefef0faf8d8d8222a/.

Мы хотим, чтобы Вы еще раз посмотрели на эти числа: 18.9, 315.7, 319млрд руб.  А теперь давайте посмотрим на цели и задачи программ, ведь их очень приятно читать:

– гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, основанная на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества, обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития РФ;

– создание эффективной системы обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере учетно-регистрационной системы недвижимости, земельных отношений, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

– создание условий, обеспечивающих свободный доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан к пространственным данным и их эффективное использование.

И так далее.

Очень много красивых слов, таких как «скоординированность усилий», «инновационный подход», «эффективная система предоставления услуг», «свободный доступ к данным и их использование». По мнению людей, утверждающих такие программы, эти слова должны улучшить нашу жизнь. Читая эти не содержащие в себе ничего кроме букв слова, можно подумать о том, что считать чужие деньги неприлично. Однако необходимо помнить, что это не чужие деньги, это деньги всех людей на территории РФ, деньги налогоплательщиков.

Если говорить начистоту, то абсолютно не жалко этих денег на реализацию данных целей, потому что именно в этом и заключается смысл кадастра, а не в том, чтобы заштриховать перегородку или предоставить документ не в черно-белой ксерокопии, а в цветной. Но очень больно от осознания того, что такие колоссальные деньги, которые 95% населения даже мысленно представить себе не смогут, «сливаются» не в описанные законопроектом цели.

Все, что было реализовано за эти годы из описанных государственных программ – это кривое объединение данных ГКН и ЕГРП, неработающий или работающий со сбоями портал Росреестра (ФГИС ЕГРН, личный кабинет КИ и т.д.), а также зарплаты сотрудникам Росреестра. Необходимо это себе отчетливо представлять: за 7 лет налогоплательщики РФ обеспечили работой 50 тыс. людей (число взято из интервью Виктории Абрамченко РИА новости), получили в пользование интернет-платформу, неудобную в использовании и дающую периодические сбои.

 

При этом граждане РФ получили бонусом хамство и открытое без стеснений вранье рядовых сотрудников Росреестра при личных консультациях, открытое противодействие учетно-регистрационным действиям без «смазывания» механизма коррупции, а также настолько сложную систему необходимых бюрократических действий, которая непонятна самим создателям системы.

И в этой системе кадастровый инженер обладает ровно такими же правами, что и обычный гражданин. Возвращаясь к аналогии с пациентом, кадастровому инженеру нужен инструмент для осуществления операции.

3. Что и как мы требуем

3.1. Мы требуем наделения кадастрового инженера преимущественными правами при осуществлении кадастровой деятельности в рамках исполнения условий договора подряда.

 

Почему банки, суды, приставы, нотариусы обладают преимущественным правом возможности получения так необходимых кадастровому инженеру сведений без доверенности, в отличие от самого кадастрового инженера?

Мы требуем, чтобы возможность получения сведений из ЕГРН, представленных материалами проектных документаций, технических паспортов, землеустроительных дел (как на предмет кадастровых работ, так и на смежные объекты недвижимости), свидетельств и пр. была обеспечена.

Причем эта система должна работать. Что это значит? Это значит, что должен быть прописан четкий регламент действий, обязательных к исполнению всеми участниками.

Например,

  1. Кадастровый инженер должен предоставить договор подряда в подтверждение работ, а также обосновать необходимость заказываемых сведений;
  2. Должна быть четко установленная форма заказа, которую можно подать как в МФЦ, так и электронно, пускай из того же личного кабинета КИ;
  3. Стоимость такого заказа должна быть строго определена (условно 6 руб. за 1 лист А4 для бумажного экземпляра и 3 руб. за 1 лист А4 экземпляра электронного);
  4. Должны быть установлены сроки получения документов и прописана ответственность всех участников данных правоотношений за нарушение регламента.

Кадастровому инженеру необходимо предоставить инструмент для качественной работы;

3.2. Мы требуем прекращения системы, взращивающей незаконное обогащение людей, имеющих доступ к сведениям ЕГРН, представленными поэтажными планами здания.

 

Удивительная вещь, но формой выписки из ЕГРН на здание не предусмотрено предоставление поэтажных планов здания. В случае, если на кадастровом учете стоят помещения в здании, то выписка из ЕГРН может содержать поэтажные планы этих помещений, но не самого здания.

Мы требуем обеспечить кадастровых инженеров системой прав, которая позволит им проводить полноценный анализ объекта недвижимости, выявлять неузаконенные перепланировки, а не обращаться к вхожим в круги Росреестра людям, которые за плату предоставят им такое право;

3.3. Мы требуем добросовестной конкуренции. В рамках этого 18.06.2020г. мы обратились в Московское УФАС России на предмет проверки на наличие добросовестной конкуренции со стороны ГБУ МосгорБТИ в рамках того аспекта, что они осуществляют хранение учетно-технической документации субъекта РФ, а значит могут свободно пользоваться ею для осуществления кадастровой деятельности.

 

До обращения в УФАС ДГИ г. Москвы нам ответило, что никакого преимущественного права на пользование документацией у ГБУ МосгорБТИ нет. Фактически это означает, что они оплачивают получение документации сами себе. У нас возникли определенные сомнения в этом;

3.4. Мы требуем пересмотра формулировок пунктов Приказов, которые вызывают наибольшие затруднения не то что у кадастровых инженеров, но и у самих государственных регистраторов прав.

 

Действующие требования допускают возможность нескольких толкований, вследствие которых мы могли бы Вам, например, сделать контур тремя разными способами и все три способа будут отвечать определению, содержащемуся в п. 34 Приказа МЭР №953.

Мало кто знает, но шоу интуиция зародилось именно с кадастровой деятельности.

Какие наши предложения? Наше предложение заключается в том, что необходимо ответить всего на один вопрос: зачем это нужно?

Например, зачем нужен контур здания?

  1. Чтобы его было видно на ПКК и можно было дать примерную оценку расположения его относительно других объектов, которые не имеют координат или точную оценку расположения относительно объектов с координатами;
  2. Чтобы иметь представление о координатах наземной части для точного измерения расстояний в целях, например, создания благоустройства;
  3. Чтобы иметь представление о координатах подземной части для, например, осуществления работ по устройству подземных сооружений.

Таким образом, понимая цель определения контура здания, мы приходим к выводу, что в случае наличия у здания подвала и 2-го этажа, контур должен быть представлен тремя замкнутыми полилиниями. Полилиния для всех этажей подвальной части по выступающим элементам и то же самое для наземной и надземной частей.

В рамках этого нами уже подготовлена и направлена часть наших предложений в СРО;

3.5. Мы требуем разумного срока, в течение которого можно обратиться в апелляционную комиссию, а также возможности обращения не только с заявлением об оспаривании самого первого приостановления, но и всех последующих.

 

Досудебный порядок обжалования вынесенных приостановлений в настоящий момент обязателен (п. 1 ст. 26.1 221-ФЗ). Заключается он в том, что до обращения в суд, заинтересованное лицо обязано оспорить принятое решение о приостановлении в апелляционной комиссии, созданной при Росреестре. Причем срок, в течение которого можно обратиться в апелляционную комиссию для обжалования только первого и единственного решения о приостановлении составляет всего один месяц.

Те, кто хоть раз был на этом судилище, мы думаем, ощутил некоторое сходство с Галилео Галилеем, который, несмотря на свою правоту о вращении Земли вокруг Солнца, был сожжен инквизицией.

Сколько бы Вам там не улыбались, не пытались сделать вид, что хотят войти в Ваше положение, результат будет синонимичен решению, которое принял государственный регистратор прав. Поверьте, «докопаться» можно до любой работы, особенно с настолько криво написанными законами, чем они и со знанием дела и занимаются.

Мы требуем расширения срока возможности обращения в апелляционную комиссию, хотя бы до 3-х месяцев, т.к. бюрократические проволочки подачи, рассмотрения, направления в МФЦ и пр. съедают этот срок полностью.

Мы требуем возможности обращения не только с первым приостановлением, но и со всеми последующими в рамках этого срока.

В конечном итоге мы требуем отмены обязательного досудебного порядка обжалования решений о приостановлении посредством внесения изменений в п. 1 ст. 26.1 221-ФЗ.

Мы не хотим жить в мире, где власть имеет инквизиция.

3.6. Мы требуем меритократии.

 

Окончательное решение в вопросах, касающихся нормативной составляющей кадастровой деятельности (да и любой деятельности) должен принимать человек, которому близок этот вопрос, который сам фактически занимался кадастром и который способен дать грамотную оценку происходящему и принять необходимые меры. Либо человек (группа людей), который занимает данную должность должен обязательно получать от таких профессионалов соответствующие заключения и все это должно рассматриваться гласно, а не «в кулуарах».

4. Заключение

Самое важно, что следует понять, так это тот факт, что государство существует ради людей, а не люди ради государства – это довольно простая и логичная мысль, но учитывая то, что мы имеем строго обратное (в рассматриваемом нами вопросе), видимо это необходимо проговаривать вслух.

Принимая за основу данное высказывание, мы должны прийти к выводу, что законотворческая мысль должна как вода подстраиваться под сосуд жизни, какой бы формы он не был.

Не нужно нам говорить о необходимости подготовки к 3D кадастру. Головы государственных регистраторов прав и кадастровых инженеров не готовы к такому. Эти головы не способны прийти к единому мнению даже в 2D кадастре, поэтому нужно работать с ним.

Не нужно нам присылать ежеквартально «типичные ошибки кадастровых инженеров», что является следствием проблемы, а не причиной. Нужно бороться с причиной. Существуют, конечно же, и не профессиональные кадастровые инженеры (как и в любой профессии). Но к решению проблемы следует подходить комплексно (шлифовка законов; повышение квалификации не на бумаге, а в действительности; прохождение экзаменов на основании отшлифованных законов), а не точечными императивными методами (привлечение кадастровых инженеров к административной и уголовной ответственностям). Те, кто не способен будет работать в поле грамотных законов, должен будет прикладывать больше сил для собственного обучения или не иметь права занимать такие должности.

Не нужно пытаться продать нам красивые слова. Нам нужен отчет о результатах и фактические показатели.

Профессиональное объединение кадастровых инженеров одно из самых пассивных профессиональных сообществ. Необходимо это менять. Не нужно молчать о проблемах и высказывать их лишь на форуме под скрытым именем и аватаркой. Пишите жалобы, идите в суд, выставляйте на общее обозрение. Необходимо деанонимизировать личности недобросовестных государственных регистраторов прав и привлекать их к ответственности. Это же касается и недобросовестных кадастровых инженеров, которые действительно нарушают закон, «братаются» с под стать им государственными регистраторами прав, и от действий которых могут пострадать люди.

Только совместная борьба с установившимися обстоятельствами, где прописное красивое слово означает больше, чем фактическое положение дел, даст положительный эффект. И только пересмотр существующего положения даст необходимый сдвиг парадигмы.

 

Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.

Альберт Эйнштейн

 

Автор статьи: Александр Галышин

arrow to top

Политика конфиденциальности

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
4. ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
5. СПОСОБЫ И СРОКИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
6. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Заказать Звонок

Мы свяжемся с вами сразу после прочтения вашей заявки

    * - все поля формы обязательны к заполнению
    arrow

    Получить консультацию

    Мы свяжемся с вами сразу после прочтения вашей заявки

      * - все поля формы обязательны к заполнению
      arrow
      Спасибо!

      Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

      Получить расчет

      Мы отправим вам расчет в ближайшее время
      arrow