• Главная
  • Новости
  • Росреестр неэффективно использовал займ МБРР на реализацию проекта «Развитие системы госрегистрации прав на недвижимость» — Счетная палата

Росреестр неэффективно использовал займ МБРР на реализацию проекта «Развитие системы госрегистрации прав на недвижимость» — Счетная палата

Как сообщает сайт Счетной Палаты, коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств займа Международного банка реконструкции и развития на реализацию проекта «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость».

Объекты проверки: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов; Министерство финансов Российской Федерации (камерально); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (г. Казань); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (г. Уфа); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии».

Проверяемый период деятельности: 2007—2016 гг.

С докладом выступила аудитор Счетной палаты Татьяна Мануйлова.

14 сентября 2007 г. между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития было подписано Соглашение о займе от для финансирования проекта «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость» (далее – Проект) на общую сумму 50 млн долларов США.

Проверкой установлено, что данный Проект реализовывался 8 лет при запланированном сроке лишь в 6 лет. Общая стоимость Проекта определена в сумме 101,5 млн долларов США, из которых 51,5 млн долларов США или 50,74% — софинансирование Российской Федерации. Росреестр в соответствии с законами о федеральном бюджете определен главным распорядителем средств федерального бюджета по данному Проекту.

По информации Минфина России привлечение средств займа МБРР за период реализации Проекта по состоянию на 1 января 2017 г. составило 31,25 млн долларов США или 62,5% от первоначальной суммы займа по Соглашению о займе (50 млн долларов США), или 97% от уточненной суммы займа (32,2 млн долларов США).

Во исполнение условий Соглашения о займе по состоянию на 1 января 2017 г. Минфин России погасил основной долг по займу в сумме 17,5 млн долларов США, или 54,3% общей суммы займа, а также выплатил проценты в сумме 214,2 тыс. долларов США в период 2010—2016 гг.

Фактическое использование средств займа и средств софинансирования с начала реализации Проекта до 1 января 2017 г. составило 63,03 млн долларов США, в том числе средств займа МБРР в сумме 31,25 млн долларов США (49,6%) и средств софинансирования в сумме 31,78 млн долларов США (50,4%).

Ежегодно объемы использования средств займа МБРР были значительно ниже Плана финансирования Проекта: в 2009 г. – 14%, в 2010 г. – 28%, в 2011 г. – 58%, в 2012 г. – 30%, в 2013 г. – 23%, в 2014 г. – 40%. В 2015 г. использование составило 97%, в 2016 г. — 99%.

Всего в рамках реализации Проекта в 2009—2016 гг. Росреестром было заключено 39 контрактов на закупку товаров, работ и услуг, оказание консультационных услуг, а также услуг по повышению профессиональных навыков сотрудников Росреестра на общую сумму (в валюте контрактов) 54,4 млн долларов США и 211,9 млн руб.

При исполнении контрактов, заключенных в рамках реализации Проекта, установлены факты неэффективного планирования Росреестром закупок и неэффективного использования федерального имущества на общую сумму 119,9 млн руб.

Так, из поставленных в 2012 г. в территориальные управления Росреестра и филиалы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» 4 377 комплектов криптографического оборудования с программным обеспечением «Застава-Офис» на сумму 80,8 млн руб., не используется с 2013 г. 1 357 единиц или 31% от общего объема поставленного оборудования на сумму 25 млн руб.

Кроме того, на базе Управления Росреестра по Республике Башкортостан планировалось создание макрорегионального центра (далее – МРЦ), который бы объединил 4 управления Росреестра по следующим регионам: по Ханты-Мансийскому Автономному округу — Югра, Ямало-Ненецкому Автономному округу, Республике Марий Эл и Пензенской области.

На базе Управления Росреестра по Республике Татарстан также планировалось создание макрорегионального центра, который бы объединил 5 управлений Росреестра по следующим регионам: по Республике Тыва, Алтайскому краю, Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Новосибирской области, Иркутской области.

Проверка показала, что МРЦ на базе Управлений Росреестра по Республике Татарстан и Республике Башкортостан созданы не были, при этом поставленное оборудование и программное обеспечение (серверные комплексы, системы хранения данных, ленточные библиотеки, маршрутизаторы, коммутаторы, консоли, комплекты блоков распределения питания, монтажные шкафы), комплекты рабочей документации, права на использование программного обеспечения, на общую сумму 94,9 млн руб., не используются на цели, предусмотренные Проектом.

Проект «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость» был завершен 29 февраля 2016 г., по большинству контрольных показателей мониторинга реализации Проекта получены результаты, превысившие плановые еще до конца реализации Проекта, что, прежде всего, говорит об изначально не должном уровне планирования значений индикаторов и не достаточном уровне напряженности.

Следует отметить, что исходное значение показателей принималось на основании данных 2005 г., то есть до создания Росреестра, который в 2008 г. объединил в себе Федеральную регистрационную службу, Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентстве кадастра объектов недвижимости и на основании данных Федеральной регистрационной службы, которая осуществляла функции только регистрации прав на недвижимое имущество.

С учетом существенных изменений в структуре органов регистрации в период реализации Проекта, а также с учетом того, что Проект начал реализовываться с 2008 г. и значительная часть средств займа МБРР начала расходоваться лишь с 2011 г., использование исходных значений на уровне 2005 г. является некорректным и формирует завышенные результаты реализации Проекта.

Интегральный показатель эффективности Проекта, рассчитанный Росреестром в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации проекта, осуществляемого Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций, утвержденной совместным приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 26 сентября 2014 г. № 615/106н, составил в 2015 г. 93%, что превышает предусмотренный Методикой минимально достаточный показатель в 50%.

Вместе с тем, аналогичные мероприятия и работы, начиная с 2014 г, реализуются Росреестром в рамках ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014—2020 гг.)».

По расчетам Росреестра было зафиксировано по итогам 2015 г. фактическое достижение и перевыполнение основных показателей эффективности Проекта также еще до завершения реализации Проекта. Следует отметить, что финансирование аналогичных мероприятий осуществлялось в основном за счет средств ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014—2020 гг.)».

Это прежде всего говорит не только об отсутствии взаимосвязи показателей эффективности с объемами финансирования Проекта, но и невозможности проведения значимой оценки эффективности реализации Проекта с использованием установленных показателей эффективности.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации и представление Счетной палаты Российской Федерации в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также информацию об основных итогах и отчет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

ЭТО БЫЛА СТАТЬЯ О ДЕЙСТВИЯХ РОССЕЕСТРА. ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ? ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ВОПРОСЫ