Мы знаем о кадастре всё!
map

г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56, 15 этаж, комната 33

arrow
search

Национализация кадастра или шаг к улучшению?

Кадастровые работы являются одной из преимущественных деятельностей нашей компании. Как следствие, мы не могли обойти стороной крупные изменения, готовящиеся в данной области. В настоящий момент произошло внесение законопроекта №962484-7«О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав» (далее по тексту – Проект) в Государственную Думу.

Государственная регистрация недвижимости

Для обеспечения понимания того, какая динамика прослеживается в предлагаемом Проекте: положительная или отрицательная, необходимо рассмотреть основные аспекты, приводящие к существенным изменениям системы кадастровых и регистрационных правоотношений:

  1. Дополнение ст. 31218-ФЗ, дающей расширенные полномочия Федеральному государственному бюджетному учреждению, подведомственному органу регистрации прав (далее по тексту – Учреждение).

Помимо основных функций, которые были возложены на орган регистрации прав (прием заявлений, предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) и т.д.), Учреждение вправе вести коммерческую деятельность в области кадастровых работ, а именно:

– определять координаты границ, устанавливать описание местоположения границ и определять площадь земельных участков при исправлении реестровых ошибок;

– выполнять подготовку карта-планов для внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон.

 

Ситуация неоднозначная, с одной стороны, можно заявлять о национализации обширного пласта кадастровых работ, связанных с подготовкой карта-планов, ограничений, накладываемых на свободных предпринимателей, работающих в данной отрасли, что особенно чувствуется во время эпидемии, вызванной COVID-19, с другой стороны, полномочия Учреждения в части подготовки межевых планов ограничены только одним видом работ – исправление реестровой ошибки.

 

Исторически сложившаяся практика указывает на сложность данного вида работ (исправление реестровой ошибки), особенно, в отсутствие документов, подтверждающих наличие такой ошибки и, как правило, разрешение вопроса возможно исключительно в судебном порядке.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 2-8 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 33 221-ФЗ, ограничивающая круг лиц, с которыми Учреждение вправе заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ.

В соответствии с нормой, кадастровые работы возможно осуществлять исключительно в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности, не являются областью возможного осуществления кадастровых работ Учреждением.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 130 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 8 218-ФЗ, связанная с возможностью внесения дополнительных сведений об объекте недвижимости в порядке кадастрового учета.

Внедрение данной инициативы, большей частью, носит положительный оттенок, т.к. ранее ст. 8 218-ФЗ презюмировала внесение дополнительных сведений об объекте недвижимости на основании решений органов государственной власти или местного самоуправления. При этом порядок информационного взаимодействия, форма такого решения, а также основания для отказа, законодательно не были разработаны, вследствие чего желание собственника объекта недвижимости изменить, например, функциональное назначение или наименование своего объекта недвижимости,встречало препятствие в виде приостановления кадастрового учета.

При этом остается непонятным, на основании каких документов кадастровый инженер вправе указывать дополнительные сведения, что дает почву для возможности своевольной трактовки данной нормы.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 10 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 14 218-ФЗ, связанная с описанием тех работ, которые вправе выполнять кадастровый инженер, не являющийся работником Учреждения.

Согласно инициатив, предлагаемых Проектом, кадастровый инженер будет вправе осуществлять такие виды работ, как:

Межевой план: образование земельного участка, образование части земельного участка, изменение описания местоположения границ земельного участка и(или) его площади;

Карта-план территории при выполнении комплексных кадастровых работ;

Технический план: создание результата строительства или изменение в результате реконструкции, одновременный государственном кадастровый учет и государственная регистрация прав помещений или машино-мест, государственный кадастровый учет помещений и машино-мест;

Акт обследования.

Возможность продолжать осуществление всех видов работ кроме тех, что были озвучены в п. 1 настоящей статьи, останутся исключительно за кадастровым инженером, не являющимся работником Учреждения.

Также, следует отметить, что сохранится возможность подготовки карта-планов при выполнении комплексных кадастровых работ.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 16-18 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 15 218-ФЗ, связанная с возможностью собственника земельного участка подавать акты обследования.

Напомним, что ранее лишь собственникобъекта недвижимости, предлагаемого к сносу, мог обратиться с заявлением о снятии такого объекта недвижимости с кадастрового учета. Отсутствие зарегистрированных прав на объект недвижимости (бесхозяйный объект) лишало возможности такого обращения.

Внесение данной инициативы является несомненным плюсом для собственников земельных участков, на которых, по разным причинам, расположены бесхозяйные объекты.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 20 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 26 218-ФЗ, определяющая сроки рассмотрения дополнительного документа после вынесенного приостановления.

В существующей редакции 218-ФЗ сроки рассмотрения дополнительного документа государственным регистратором прав не были установлены, что давало основание для законной возможности затягивания рассмотрения представленных дополнительных документов вплоть до неизвестной даты.

Проектом предлагается установить возобновление течение срока, установленного ст. 16 218-ФЗ, не позднее трех рабочих дней после получения дополнительных документов.

Например, если по поданному в многофункциональный центр заявлению на предмет осуществления кадастрового учета, регламентный срок рассмотрения которого составляет не более 7 рабочих дней, было получено приостановление, и впоследствии был направлен дополнительный документ, то срок рассмотрения такого документа составит не более 10 рабочих дней.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 56 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 18 218-ФЗ, предлагающая случаи, когда не требуется подписание усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя.

Данная инициатива направлена на упрощения порядка осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права при использовании личного кабинета на сайте Росреестра.

Зарегистрироваться в личном кабинете можно по следующей ссылке https://lk.rosreestr.ru/#/tasks (необходима регистрация на сайте Госуслуг).

Плюсы регистрации в личном кабинете:

-отсутствие необходимости личного посещения многофункциональных центров;

-отсутствие необходимости посещения нотариуса для составления доверенности;

-возможность подачи следующих заявлений, которые не нужно заверять усиленной квалифицированной электронной подписью:

-изменение основных сведений объекта недвижимости;

-кадастровый учет и регистрация права собственности на жилой дом или садовый дом;

-образование земельного участка путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности;

-образование двух и более земельных участков в результате раздела;

-образование земельного участка в результате объединения;

-внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 33, 34 Проекта.

В случае обращения в нашу компанию,мы предлагаем бесплатную возможность сопровождения через тернии личного кабинета, вплоть до направления заявления.

 

  1. Корректировка ст. 20 218-ФЗ в контексте бесплатного использования кадастровым инженером электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера».

Следует заметить, что бесплатное использование не распространяется на автоматизированную проверку и помещение результата работ на временное хранилище.

Наблюдается высокая вероятность недоработки указанной нормы, т.к. сервис «личный кабинет кадастрового инженера» предлагает широкий спектр услуг от, непосредственно, подачи заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав до предоставления сведений ЕГРН.

Означает ли это, что кадастровый инженер будет иметь право на бесплатное получение сведений ЕГРН? Покажет практика.

 

  1. Корректировка ст. 24 218-ФЗ в части исключения понятия «максимально допустимый размер машино-места».

Не лишним будет сказать, что введение данной нормы имеет смысл с одновременным внесением изменений в Приказ Министерства экономического развития РФ от 07.12.2016г. №792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места», который устанавливает максимально допустимый размер машино-места – 6,2 x3,6 м.

В противном случае,существует высокая вероятность столкновения мнений на предмет верховенства федерального закона (218-ФЗ) и нормативно-правового акта федерального органа исполнительной власти (Приказ МЭР №792).

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 46 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 24 218-ФЗ предлагающая случаи, когда кадастровый инженер не обязан предоставлять поэтажные планы.

Предлагаемые корректировки являются бальзамом на душу кадастровых инженеров и благоприятным образом скажутся на кошельках Заказчиков кадастровых работ.

Раскроем тайну, что ранее кадастровый инженер независимоот вида кадастровых работ был обязан предоставлять поэтажные планы, вычерченные им лично в необходимых условных обозначениях, что значительным образом сказывалось на трудоемкости процесса подготовки технического плана и его стоимости. Также напрашивается вывод о низком проценте полезности процесса перечерчивания, т.к. в случае отсутствия каких-либо изменений, связанных с перепланировкой или реконструкцией объекта недвижимости, кадастровый инженер просто повторял графику, представленную в проектной документации или техническом паспорте, изготовленном до 01.01.2013г.

Теперь же в отношении объектов, которые были учтены до 01.01.2013г. и работы с ними связаны исключительно с определением их местоположения на земельных участках, перечерчивание поэтажных планов не требуется. Более того, не требуется также использование копий проектных документаций, разрешений на ввод и разрешений на строительство.

При  выполнении работ в отношении объектов недвижимости, которые учтены после 01.01.2013г., в случае, если поэтажные планы содержатся в сведениях ЕГРН, вычерчивание поэтажных планов кадастровым инженером также не требуется.

Положительные изменения коснутся и вида работ, связанного с образованием части объекта недвижимости для регистрации обременения. Если в сведениях ЕГРН содержатся планы всех этажей, то в состав технического плана включаются планы тех этажей, на которых расположена образуемая часть.

Однако остается открытым вопрос, каким образом кадастровый инженер будет иметь возможность удостовериться в наличии в сведениях ЕГРН планов всех этажей? Ответ на него – после получения первого приостановления.

Наряду с вышеописанными изменениями, упростится и процедура регистрации бесхозяйного объекта. Теперь для регистрации такого объекта в качестве документа-основания подготовки технического плана понадобится только Декларация об объекте недвижимости. При этом необходимо будет подтвердить отсутствие или утрату проектной документации.

 

Предлагаемыми изменениями также вводится отдельно понятие «гидротехническое сооружение». Для него сделано исключение в контексте перечня необходимых документов-оснований. Помимо проектной документации необходимо будет предоставлять исполнительную документацию. Кроме того, с кадастрового инженера снята ответственность по поводу определения местоположения такого сооружения в водном объекте. Определение местоположения гидротехнического сооружения в водном объекте должно указываться с учетом исполнительной документации.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 46-49 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 26 218-ФЗ в части исключения необходимости предоставления согласия банка или иной кредитной организации при совершении сделки, связанной с отчуждением или обременением жилого помещения.

Согласно предлагаемым изменениям залогодержателю будет направляться уведомление о поступлении документов от органа регистрации прав.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 51,96 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 26 218-ФЗ по поводу раскрытия понятий «обособленность» и «изолированность», а также область их применения.

Согласно предлагаемым изменениям помещение с назначением «жилое» должно обязательно быть изолированным (не обеспечивать доступ в иные помещения), помещение с назначением «нежилое» должно обязательно быть обособленным (ограничено строительными конструкциями).

Предлагаемая норма является своевременной, т.к. ее отсутствие не позволяло собственникам нежилых помещений в нежилом здании осуществить кадастровый учет таких помещений без обеспечения доступа исключительно с улицы или мест общего пользования.

 

В то же время данная норма является не полной, т.к. понятие «изолированность» раскрыто не полностью (нет информации о том, что доступ может быть в иное помещение, являющееся местом общего пользования).

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 52 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 27 218-ФЗ, описывающая порядок действий при наличии отказа от органа регистрации прав и решения суда.

Предлагаемая корректировка обязана положительно сказаться на судебной схеме осуществления кадастрового учета и(или) регистрации прав.

Теперь, имея на руках решения суда, вступившего в законную силу, и признающего отказ незаконным, осуществление кадастрового учета и(или) регистрации прав осуществляется без подачи соответствующего заявления после получения решения органом регистрации прав.

Данная норма устраняет существующую коллизию, заключающуюся в отсутствии обязанности органом регистрации прав возобновить учетно-регистрационные действия после вынесенного отказа, и невозможность исполнить решение суда без подачи нового заявления заявителем с предоставлением документа-основания (технический план, межевой план, акт обследования, карта-план). При этом после подачи нового заявления, могут быть выявлены новые нарушения, что приводит к бессмысленности ранее выигранного судебного спора.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 56, 57 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 29 218-ФЗ в контексте наделения органа регистрации прав правомочиями по выявлению новых оснований приостановления кадастрового учета.

Ранее государственный регистратор прав был не вправе выявлять новые причины приостановления после подачи дополнительного документа. Наличие данного обстоятельства не совсем корректно, т.к. дополнительный документ может содержать новые ошибки.

Частая смена регистраторов прав при рассмотрении одного и того же заявления дает основание полагать, что вызвана такая частая смена именно желанием уйти от пробела в законодательстве.

Данная норма призвана устранить пробел, что должно положительным образом повлиять на качество рассмотрения заявлений.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 58, 59 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 29 218-ФЗ, устанавливающая новый порядок обжалования принятых органом регистрации прав решений.

Согласно вводимой норме, теперь обжаловать решение государственного регистратора прав можно сразу в суде, минуя ранее обязательный этап в виде апелляционной комиссии, созданной при Росреестре.

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями можно на стр. 59, 60 Проекта.

 

  1. Корректировка ст. 36, 3926218-ФЗ, ст. 16 189-ФЗ в контексте новых правомочий кадастрового инженера.

Новые изменения призваны расширить полномочия кадастрового инженера в рамках возможности подачи заявлений для осуществления кадастрового учета.

При этом договор подряда на выполнение кадастровых работ должен содержать информацию об обязанности кадастрового инженера в осуществлении данного действия.

Это применимо для следующих видов работ:

– межевой план в связи с образованием земельного участка (в результате любого действия);

– межевой план в связи с уточнением границ земельного участка;

– акт обследования;

– технический план на объект, для которого не предусмотрена выдача разрешения на строительство и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию;

Ознакомиться с перечнем работ, а также с типом Заказчиков, которые должны фигурировать в договоре подряда на выполнение кадастровых работ, можно на стр. 130-133 Проекта.

 

Заключение.

На основании анализа предлагаемого к рассмотрению Проекта можно сделать вывод о положительной смене направления мысли Законодателя:

  1. Устранены неточности формулировок, недопустимые в профессиональном сообществе («пределы земельного участка» заменены на «границы земельного участка», «геометрическая фигура» заменена на «плоскостная геометрическая фигура» и т.д.), развернуто описаны спорные определения;
  2. Упрощена техническая часть составления кадастровой документации;
  3. Расширены полномочия кадастрового инженера в части представления интересов Заказчика.

Наряду с этим, предложены к принятию достаточно спорные моменты:

  1. Уменьшение объема работ для кадастровых инженеров, не являющихся работниками Учреждения, столкновение интересов, недобросовестная конкуренция, выражающаяся в присвоении исключительного права Учреждением результатов интеллектуальной деятельности юридического лица (единоличная возможность бесплатного доступа к документам ЕГРН);
  2. Фактически организованная монополия на осуществление ограниченного перечня кадастровых работ в отношении государственных и муниципальных объектов недвижимости;
  3. Орган регистрации прав будет осуществлять проверку подведомственного ему Учреждения. Исходя из чего, напрашивается вывод об отсутствии независимой проверки и взращивании коррупционной составляющей.

Делая вывод к вышесказанному, наша компания поддерживает инициативу Законодателя упрощения процедуры кадастрового учета. При этом, сама по себе инициатива необходимости осуществления части работ Учреждением остается непонятной. Основная цель органа государственной власти, отвечающего за ЕГРН, должна оставаться неизменяемой во времени, как и основные права человека, а именно – сбор, хранение, систематизация информации об объектах недвижимости на территории Российской Федерации.

 

Обстоятельства переменчивы, принципы никогда.

Оноре де Бальзак

 

Автор статьи: Александр Галышин

 

 

arrow to top

Политика конфиденциальности

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
4. ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
5. СПОСОБЫ И СРОКИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
6. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Заказать Звонок

Мы свяжемся с вами сразу после прочтения вашей заявки

    * - все поля формы обязательны к заполнению
    arrow

    Получить консультацию

    Мы свяжемся с вами сразу после прочтения вашей заявки

      * - все поля формы обязательны к заполнению
      arrow
      Спасибо!

      Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

      Получить расчет

      Мы отправим вам расчет в ближайшее время
      arrow