Мы знаем о кадастре всё!
map

г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56, 15 этаж, комната 33

arrow
search

Чем грозит передача кадастровой оценки учреждениям?

Минэкономразвития подготовило законопроект «О государственной кадастровой оценке», основным положением которого является передача оценки кадастровой стоимости от оценщиков – бюджетным учреждениям. Действия последних будут осуществляться по специально разработанной ведомством методике оценки. Прямым следствием введения этого проекта явится национализация цен на недвижимость в стране, заявляют оценщики, которые выступают с резкой критикой нового законопроекта. Означенный законопроект Минэкономразвития будет внесён на рассмотрение Государственной Думы уже в начале следующего, 2016-го, года. В конце октября он получил одобрение на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Согласно основной цели документа, в России предполагается создание сети государственных (бюджетных) учреждений по кадастровой оценке недвижимости для осуществления государственной кадастровой оценки. Вице-премьер поручил доработать проект до конца декабря. Неудивительно, что уже сейчас специалисты-оценщики, оказавшиеся в курсе нежданных перспектив, активно высказывают протест против новшеств такого рода: они теряют рынок. Но за этим стоят не только «личные» опасения. Немного об истории вопроса. Государственная кадастровая оценка недвижимости проводится в рамках закона «Об оценочной деятельности» с 2000 года. Спустя десятилетие, в 2012 году, её проведение было поручено независимым специалистам – оценщикам, которые привлекаются по конкурсу. Для осуществления практической деятельности в сфере кадастровой оценки эти компании вступают в саморегулируемые организации (СРО) и являются подотчетными им. СРО устанавливает правила и стандарты профессиональной, а также следит за их выполнением. Именно эта организация обеспечивает дополнительную имущественную ответственность каждого члена перед заказчиками. Юрлица и индивидуальные предприниматели (кадастровые инженеры), вступившие в СРО, обязаны платить членские взносы, из которых и формируется компенсационный фонд. Саморегулируемая организация работает над повышением квалификации подшефных специалистов посредством стажировок либо других способов, имеет право учредить собственный печатный орган (газету или интернет-сайт) и вести издательскую деятельность, публикуя информацию о деятельности организации. Наиболее острым вопросом в области кадастровой оценки является её оспаривание, когда по тем или иным причинам заказчик не согласен с результатами. Оспорить оценку сегодня возможно двумя путями: в территориальных комиссиях при Росреестре и в судах. По данным Росреестра, ежегодно в России оспаривается более 10 тысяч кадастровых оценок. Кроме того, кадастровая оценка должна периодически пересматриваться. Согласно действующему законодательству, пересмотр кадастровых оценок происходит раз в три-пять лет. Описанная система не получила ожидаемых результатов: по выражению представителей Минэкономразвития, сегодня зафиксирован системный кризис этой модели, в связи с чем и был разработан новый законопроект. Основной целью он ставит решение проблемы «непредсказуемости» кадастровой стоимости. Вопрос же кадастровой стоимости становится чрезвычайно актуальным в связи с его привязкой к налогу на недвижимость. С 2012 года эта система работает в отношении юридических лиц, а с 2015-го и фиических (в 28 регионах страны). Поэтому судебное оспаривание результатов кадастровой оценки стало более чем распространенным явлением. В прошлом году бюджетный кризис вынудил отдельные регионы добиваться завышения оценки, а в текущем, в связи с кризисом экономики в государстве, к этому добавились ожидания быстрого снижения рыночных цен на недвижимость, что привелок быстрому рост числа судебных споров по оценке. «Новый законопроект предполагает полное отстранение оценщиков от государственной кадастровой оценки с ее передачей сети региональных бюджетных учреждений (БУ). Госмонополия на такую деятельность сейчас существует во многих крупных экономиках, де-факто последние годы она действует в Москве и Московской области (в последнем случае переоценку в 2015 году вело Московское областное БТИ). Институт государственных кадастровых оценщиков, предполагают в Минэкономразвития, позволит специализированным БУ получать (в отличие от негосударственных оценщиков) доступ к информации органов власти об объектах, вести непрерывную работу по накоплению данных о них, анализировать налоговые результаты применения кадастровой стоимости и обосновывать целесообразность актуализации оценки. Единая методика оценки, согласно проекту, должна быть разработана Минэкономразвития, ее нарушение будет основанием для пересчета результатов», – пишет газета «Коммерсант». Проект предполагает применение БУ массовой оценки, соответствующей логике закона «Об оценочной деятельности» и законодательства о кадастре. Действующий же механизм фактически предполагает сближение условно рыночной (вне конкретной сделки рыночной цены не существует) и кадастровой (для госцелей) оценок. По данным «Ъ», на совещании у Игоря Шувалова было указано на необходимость доработки проекта в части уточнения механизмов досудебного оспаривания оценки в комиссиях при Росреестре, которое может быть выведено за пределы регионов во избежание конфликта интересов (Минэкономразвития предлагало формировать комиссии из представителей федеральных органов власти и бизнеса). Кроме того, предстоит определить срок переходного периода и его условий в 2016-2017 годах. СРО оценщиков, которые с принятием закона теряют рынок, выступает против новаций: в октябре представители СРО оценщиков «Экспертный совет» на слушаниях в Общественной палате заявляли о том, что проект приведет к «государственному нормативному ценообразованию» на рынке недвижимости. С критикой реформы выступала Торгово-промышленная палата. По данным «Ъ», на совещании у Игоря Шувалова проект Минэкономразвития в целом поддержали глава РСПП Александр Шохин и совладелец НЛМК Владимир Лисин. Аргументы РСПП в пользу монополии — предсказуемость налоговых и арендных платежей, возможности ретроспективной кадастровой переоценки.

arrow to top

Политика конфиденциальности

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
4. ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
5. СПОСОБЫ И СРОКИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
6. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Заказать Звонок

Мы свяжемся с вами сразу после прочтения вашей заявки

    * - все поля формы обязательны к заполнению
    arrow

    Получить консультацию

    Мы свяжемся с вами сразу после прочтения вашей заявки

      * - все поля формы обязательны к заполнению
      arrow
      Спасибо!

      Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

      Получить расчет

      Мы отправим вам расчет в ближайшее время
      arrow