002-technology
001-mail

Сведения о границах муниципальных образований в ГКН: правовые аспекты

Российская инфраструктура пространственных данных требует заполнения всех белых пятен. Быстрое и точное внесение сведений в государственный кадастр недвижимости на данном этапе необходимо для создания максимально полной картины о состоянии территории нашей страны, о расположенных на ней объектах и т.п.

Государственный кадастр недвижимости представляет собой  систематизированный свод сведений не только об учтенном недвижимом имуществе, среди которых земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты капитального строительства. В нем также содержатся данные о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов и прочей предусмотренной федеральным законодательством информации.

Работа по внесению сведений о границах муниципальных образований, по словам специалистов кадастровой палаты, на данный момент оставляет желать лучшего: в различных регионах страны, как правило, такие данные вносятся очень редко, а потому содержатся в государственном кадастре недвижимости весьма неполно. Это обстоятельство нарушает взаимодействие всех органов, которые нуждаются в точных данных подобного рода.

«Бесспорную необходимость и важность работ по описанию границ в соответствии с требованиями земельного законодательства и внесению сведений в государственный кадастр недвижимости, должны понимать все. Осуществление данных работ обеспечило бы Брянскую область актуальной крупномасштабной картографической продукцией, в том числе точными сведениями о границах с сопредельными субъектами Российской Федерации, — комментирует проблему наш собеседник. — Налицо следующая ситуация: чем дольше откладывает то или иное муниципальное образование вопрос о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах муниципального образования, тем больше поставленных на кадастровый учет земельных участков необходимо учитывать при описании границы с целью исключения их пересечения».

Рассматриваемый вопрос имеет особое значение, так как эти сведения в дальнейшем сформируют состав базовых пространственных данных в рамках российской инфраструктуры пространственных данных.

В связи с этим в данном материале мы коснемся правовых аспектов внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах муниципальных образований.

К вопросу о терминологии. Понятие «муниципальное образование» содержится в статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и там говорится следующее: муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, либо внутригородская территория города федерального значения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы в орган кадастрового учета для внесения сведений в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ муниципальных образований, об этом прямо сказано в статье 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Состав же вносимых сведений в ГКН о границах муниципальных образований определен статьей 9 вышеупомянутого закона о кадастре. В соответствии со статьей 15 этого закона обязательным приложением к направляемым документам в орган кадастрового учета для внесения сведений о границах муниципальных образований является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве». При этом данная карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее и направившего лица или органа, в течение шести месяцев с даты принятия решений об установлении границ муниципальных образований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 71 утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, регулирующие порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов необходимых для внесения сведений в ГКН.

В соответствии с пунктом 18 Правил при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать СМЭВ документы направляются в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или на электронных носителях.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении ГКН, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

На официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии размещены XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, направляемых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах муниципальных образований. Определены также требования к электронным образам бумажных документов, подписанных усиленной электронной квалифицированной подписью лиц, которые, в соответствии с нормативно правовыми актами РФ, уполномочены заверять копии таких документов на бумажном носителе, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления (см. приказ Росреестра от 30.04.2014 г. № П/203).

Фактически приведение описания границ объектов землеустройства, в том числе границ муниципальных образований, в соответствии с требованиями земельного законодательства подразумевает определение координат характерных точек границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, и оформление землеустроительной документации.

Особо следует подчеркнуть, что граница муниципального образования не может пересекать границы земельных участков (п. 6 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267). Данное условие проверяется кадастровой палатой любого региона при тестовом внесении сведений о координатах границы муниципального образования в государственный кадастр недвижимости.

  • Подготовка документов для кадастрового учёта: как не ошибиться

    Для всех участников рынка недвижимости вопрос о регистрации права собственности на тот или иной объект недвижимости всегда актуален. И кадастровый инженер – тот специалист, без которого в этой процедуре не...

  • Машино-место как объект недвижимости

    Машино-места, также известные как парковочные места, с нового года получили статус объекта недвижимости. Соответственно, автовладельцы и владельцы общей долевой собственности теперь имеют возможность стать полноправными собственниками тех парковочных мест, которые...

ЭТО БЫЛА СТАТЬЯ О ДЕЙСТВИЯХ РОССЕЕСТРА. ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ? ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ВОПРОСЫ