Процедура госрегистрации: есть к чему стремиться

Уже не первый год служба Росреестра пытается решить самую актуальную и наболевшую проблему: добиться упрощения процедуры регистрации недвижимости, сокращения сроков и упразднения очередей. И это действительно важно, поскольку практически каждого россиянина так или иначе касаются вопросы, связанные с документами на недвижимость, а всем известно, как надолго затягивается этот процесс.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН

Одним из первых шагов на пути к этой благородной цели стала так называемая электронная очередь — система выдачи талонов. В каждом территориальном отделе службы Росреестра работает предварительная запись на получение госуслуг. Записаться можно как через интернет-портал государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сервис работает в режиме онлайн), так и по телефону, с помощью консультанта. Записаться таким образом можно за 60 дней, на сайте ведомства имеется вся необходимая информация о том, как это сделать правильно, а также размещена подробная инструкция предварительной записи для подачи документов.

Но этого оказалось недостаточно, и Росреестр задумался о дальнейшей работе в обозначенном направлении более комплексно. На итоговой коллегии по результатам деятельности Управления Росреестра по Брянскорй области в минувшем году был назван целый ряд действий, направленных на повышение качества предоставляемых ведомством услуг.

Так, в работе службы был установлен скользящий график обеденных перерывов; обеспечен доступ заявителей в помещения управления для получения справочной информации в течение всего рабочего дня, вне зависимости от графика приемного времени отдела приема-выдачи документов. К работе были подключены одновременно все существующие овна приема и выдачи документов, при этом нагрузка на сотрудников постоянно отслеживалась и при необходимости поток различных категорий заявителей переводился в менее загруженные окна. Кроме того, было в зале приема и ожидания граждан Управления Росреестра находится администратор и консультант, которые помогают заявителям разобраться с последовательностью их действий. Здесь же на информационных стендах размещены подробные сведения о новых способах и возможностях получения государственных услуг в сфере регистрации недвижимости. Обязаны сотрудники службы и давать своевременные публикации о новшествах законодательства в данной области и изменениях в порядке обслуживания.

МФЦ В ПОМОЩЬ

С заявлениями на регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней можно обращаться не только в территориальное отделение службы Росреестра, но и в ближайший Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), где в ряду прочих есть и окно регистраторов. Подобные центры открылись по всей территории Российской Федерации. Всего в стране у Росреестра 15 тысяч окон, которые принимают документы, а у многофункциональных центров их сейчас больше 7 тысяч, и все они в будущем также должны работать на Росреестр.

Так, например, в Брянской области на данный момент функционирует четыре МФЦ — в Брянске, Сураже, Унече и Гордеевке. Как правило, окно в МФЦ осуществляет не только непосредственно госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но и ряд других функций. Так, например, здесь можно поставить объект недвижимости на кадастровый учет, запросить сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, а также необходимые выписки и прочие данные из ГКН.

СРОКИ В МИНУТАХ

Как самим ведомством, так и Минэкономразвития неоднократно издавались приказы и распоряжения о сокращении сроков выдачи сведений из ЕГРП и ГКН. Казалось бы, ситуация должна была улучшиться, но, как говорится, нет пределов совершенству, и в таком сложном и длительном процессе, как постановка недвижимости на учёт и её регистрация, каждая минута на счету. Сейчас на время в ожидание в очереди отведено 30 минут, но к 2015 году это время должно быть сокращено до 15 минут. Ещё в конце 2012 года на законодательном уровне не существовало единого чёткого регламента о предоставлении услуг, гражданам непонятно, на чём основан порядок работы того или иного филиала, какие права он действительно имеет, и т.д. Однако в первом квартале нынешнего года этот вопрос должен быть решён, по меньшей мере в планах ведомства был обозначен именно этот период.

CALL-ЦЕНТР

А пока разрабатываются всё новые и новые методы и средства, направленные на улучшение ситуации. Очередным этапом на пути совершенствования предоставления госуслуг стал запуск службы бесплатных консультантов по регистрации квартир, дач и земельных участков Росреестра. Это ведомственный центр телефонного обслуживания: 8-800-100-34-34. На данный момент он обслуживает два федеральных округа — Центральный и Северо-Западный, но сфера действия будет со временем постепенно расширена. Позвонив по указанному телефону call-центра, можно получить профессиональную консультацию по всем вопросам, касающейся регистрации недвижимости. Сотрудники центра проходят подготовку высокого уровня, заверила новый руководитель ведомства Наталья Антипина, для того чтобы любой дозвонившийся получил все необходимые сведения и разъяснения. Новая система позволяет каждому практически самостоятельно провести эту процедуру.

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

И, наконец, ещё одним инструментом по оптимизации процесса регистрации собственности, стала так называемая «дорожная карта». Проект предусматривает сокращение сроков государственной регистрации прав собственности на недвижимость до 7 дней к 2018 году. Каким образом? Постепенно, рассказал руководитель Управления Росреестра по Брянской области Андрей Новиков, доля услуг, оказываемых через Интернет, посредством этой разработки должно возрасти до 50% к 2015 году и до 70% — к 2018 году. И в результате нововведений время ожидания посетителей в очереди в офисе приема сократится до 15 минут к 2015 году, а к 2018-му — до 10 минут.

Собственно, «дорожная карта» — это документ, содержащий перечень мероприятий, необходимых для достижения конечной цели, со сроками их реализации и назначением ответственных исполнителей. Проект содержит целый ряд прогрессивных позиций. Прежде всего, это обеспечение возможности просмотра, копирования и предоставления сведений в виде электронного документа ЕГРП и ГКН в режиме реального времени, сообщил глава брянского филиала ведомства. Во-вторых, «дорожная карта» устанавливает административную ответственность должностных лиц органов, осуществляющих регистрацию прав, и органов кадастрового учета за неправомерный отказ в предоставлении либо предоставление неполных или недостоверных сведений ЕГРП и ГКН, незаконные решения об отказе или приостановлении кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество, признанные таковыми в установленном законом порядке. Также прописаны однозначно определяемые критерии признания действий (бездействия) должностных лиц учетно-регистрационной системы неправомерными, будет усовершенствована процедура финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности государственной учетно-регистрационной системы за причиненный вред.

Кроме того, проект утверждает ряд классификаторов: объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации; видов, прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество; охранных и защитных зон, иных зон с особыми условиями использования территорий; видов разрешенного использования и введение обязанности использования таких классификаторов в установленных случаях. Устанавливается порядок внесения изменений в ЕГРП и ГКН при наличии противоречий в содержащихся в данных информационных ресурсах сведениях, включая порядок исправления исторически накопленных ошибок в ЕГРП и ГКН. А сами реестры можно будет вести только в цифровом формате, без дублирования на бумажном носителе.

Данная разработка Минэкономразвития предусматривает переход к единой геоцентрической открытой системе координат ведения ГКН и иных государственных, муниципальных информационных ресурсов, в том числе пересчет всех пространственных данных ГКН в данную систему; внесение в ГКН границ административно-территориального деления Российской Федерации и охранных и защитных зон.

Устанавливается порядок и проведение за счет средств федерального и региональных бюджетов кадастровых работ по уточнению границ земельных участков в массовом порядке, включая земельные участки, находящиеся в федеральной, муниципальной и частной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Проект позволяет проведение за счет средств федерального и региональных бюджетов работ по определению в массовом порядке координат зданий и сооружений, сведения о которых включены в ГКН в порядке переноса сведений из архивов органов БТИ. Будет создан федеральный реестр регистраторов и лиц, принимающих решения по кадастровому учету (с отражением в реестре судебных актов, принятых по их решениям об отказах и приостановках, сроках аттестации и др.).

К лицу, претендующему на приобретение статуса кадастрового инженера, «дорожной картой» предъявлены определённые требования в части специального профессионального образования и опыта работы. Отдельно прописано требование об обязательности членства лиц, выполняющих кадастровые работы, в СРО. Состав сведений государственного реестра кадастровых инженеров будет расширен, в том числе, сведениями о результатах профессиональной деятельности. А на официальном сайте Росреестра будет создан «личный кабинет» кадастрового инженера.

Также планируется создание интегрированной сети координатно-геодезического обеспечения деятельности кадастровых инженеров с привлечением частных инвестиций, региональных и местных бюджетов и внедрение сервисов на базе этой сети.

Избыточные ограничения на доступ к информации в картографо-геодезической сфере будут сняты. «Дорожная карта» позволит создать открытый информационный ресурс, содержащий описание пунктов геодезических сетей всех уровней, с возможностью доступа к данной информации через Интернет в режиме онлайн.

Реализация проекта позволит к 2018 году сократить в пять раз не только количество процедур по регистрации собственности, но и сроки оформления земли и недвижимости в собственность — с теперешних 43 дней до 5. Кроме того, возможно, что сокращение количества процедур приведет к уменьшению госпошлины.

На данный момент уже определены ключевые моменты выполнения «дорожной карты»: совершенствование кадастровых и регистрационных процедур, общественный контроль, информационное обеспечение деятельности, совершенствование инфраструктуры оказания государственных услуг, сообщил Андрей Новиков. В конечном итоге все эти действия должны привести к улучшению инвестиционного климата в России.

Мы постараемся помочь и проконсультируем бесплатно

Более 100 крупных корпоративных клиентов