002-technology
001-mail

О комплексных кадастровых работах и других актуальных изменениях законодательства

Продолжим цикл материалов, посвященных обзору изменений законодательства в области государственного кадастрового учета. Ряд законодательных новшеств вступил в силу с начала 2015 года, некоторые из них требуют особого внимания как граждан, так и специалистов в сфере кадастра. Рассмотрим наиболее актуальные на сегодня.

Закон о кадастре дополнен главой о комплексных кадастровых работах, главной задачей проведения которых является наполнение государственного кадастра недвижимости точными сведениями о местоположении границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также вовлечение свободных земель в гражданский оборот. За комментариями мы обратились к Светлане Ивановой, заместителю директора и главному технологу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области».

По словам эксперта, указанные работы будут выполняться одновременно в отношении всех расположенных в одном кадастровом квартале или нескольких смежных кадастровых кварталах земельных участков с неточными границами, вновь образованных земельных участков и земельных участков, занятых объектами общего пользования, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном порядке. По замыслу законодателя комплексные кадастровые работы не коснутся участков с ранее установленными границами, соответствующими требованиям к точности в их описании. Комплексные кадастровые работы – процедура единовременная, и в соответствии с законодательством не допускается их повторное проведение на территории квартала. Кадастровый инженер при проведении таких работ будет обязан оповестить владельцев земли о начале работ через средства массовой информации, на своем официальном сайте, на информационных щитах органа местного самоуправления.

Заказчиками в данном случае будут выступать органы местного самоуправления района или округа, а исполнителями работ – кадастровые инженеры. Комплексные кадастровые работы проводятся за счет бюджетных средств, поэтому никаких финансовых вложений собственников в данном случае не потребуется.

Здесь необходимо отметить, что в целях обеспечения возможности выполнения комплексных кадастровых работ Закон запрещает правообладателям объектов недвижимости препятствовать выполнению этих работ, а также возлагает на таких лиц обязанность обеспечить доступ к указанным объектам недвижимости исполнителю комплексных кадастровых работ.

За исполнителем комплексных кадастровых работ также закреплена обязанность по требованию правообладателя без взимания платы указать на местности местоположение границ земельных участков в соответствии с подготовленным проектом карты-плана территории. И если правообладатель не согласен с тем, как в результате работ меняется граница его участка, он вправе заявить об этом комиссии, представить соответствующие документы в подкрепление своей позиции, наконец, провести новые кадастровые работы, но уже за свой счет.

Отдельно остановимся на земельных участках, которые после образования в соответствии с утвержденным проектом межевания территории будут относиться к территориям общего пользования. В данном случае осуществляется постановка их на кадастровый учет с отметкой о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков. Отметка о наличии земельного спора о местоположении границ земельного участка в карте-плане территории не будет являться основанием ни для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, ни для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.

Также необходимо отметить, что с 1 марта 2015 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 171-ФЗ).

Внесены существенные изменения в статью 11.3 Земельного кодекса: с 1 марта 2015 года образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Таким образом, при государственном кадастровом учете земельных участков, образованных из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, межевой план, предоставляемый заявителем, должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании одного из вышеперечисленных документов. Например, при разделе земельного участка, находящегося в государственной муниципальной собственности, межевой план должен быть подготовлен на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Также установлена категория земельных участков, образование которых возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Это образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Особое внимание обращаем на то, что Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 определены требования к подготовке схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории, к формату схемы при ее подготовке в виде электронного документа, а также утверждена форма данной схемы, составляемой в виде документа на бумажном носителе.

Схема расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории, как правило, подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Однако в случаях, предусмотренных пп. 48 ст. 11.10 ЗК РФ, физические и юридические лица могут осуществлять подготовку схемы самостоятельно, например в целях образования земельного участка для проведения аукциона по его продаже.

По общему правилу подготовка схемы осуществляется в форме электронного документа, за исключением установленных законом случаев.

Согласно Приказу схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка (земельных участков), которые предполагается образовать и (или) изменить.

При этом при подготовке схемы могут использоваться технологические и программные средства, в том числе размещенные на официальном сайте Росреестра.

Схема расположения земельного участка должна содержать, в частности, информацию о площади образуемого земельного участка, список координат характерных точек границы земельного участка в системе координат, применяемой при ведении ГКН, изображение границ образуемого земельного участка, а также сведения об утверждении схемы уполномоченными органами.

Кроме того, установлена обязанность органа, утвердившего такую схему, направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Теперь сведения, содержащиеся в указанных решениях и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц в общем доступе. Обратим внимание, что срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

  • Подготовка документов для кадастрового учёта: как не ошибиться

    Для всех участников рынка недвижимости вопрос о регистрации права собственности на тот или иной объект недвижимости всегда актуален. И кадастровый инженер – тот специалист, без которого в этой процедуре не...

  • Машино-место как объект недвижимости

    Машино-места, также известные как парковочные места, с нового года получили статус объекта недвижимости. Соответственно, автовладельцы и владельцы общей долевой собственности теперь имеют возможность стать полноправными собственниками тех парковочных мест, которые...

ЭТО БЫЛА СТАТЬЯ О ДЕЙСТВИЯХ РОССЕЕСТРА. ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ? ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ВОПРОСЫ