Объекты землеустройства и порядок внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости

Одним из основных понятийных объектов в сфере кадастровых отношений для застройщиков является термин «объекты землеустройства». В данной статье рассмотрим, что подразумевается под этим понятием, а также выясним, каким образом заносятся сведения о таких объектах в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Начнем с определения. Что такое объекты землеустройства?

Объекты землеустройства -это территории субъектов РФ, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков. Такое определение дано в статье 1 Закона о землеустройстве- документа, который регулирует отношения, связанные с такими объектами.

Как возникают объекты землеустройства? Каким образом приводят к упорядочиванию и стройной системе уже существующие?

Кадастровые действия в отношении к таким объектам проводятся в следующих случаях:

1) при изменении границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании);

2) в случае восстановления границ объектов землеустройства;

3) при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам;

4) в случае изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа;

5) при совершении сделок с земельными участками;

6) в иных случаях перераспределения земель.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройствапрежде всего необходимо определить местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства. После этого нужно учесть возможные варианты использования земель, исходя из размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Затем определяется площадь объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства, а также все прочие характеристики земель. Подробнее см. статью 16 Закона о землеустройстве.

Статьей 15Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления после вступления в силу правовых актов, которые приняты таким органом в пределах его компетенции и которыми установлена или измененаГосударственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, населенного пункта, утверждены правила землепользования и застройки,установлены или изменены границы зон с особыми условиями использования территорий представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения  таких сведений в государственный кадастр недвижимости.

Состав сведений о  прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах,  о зонах с особыми условиями использования территорий определен статьями 8, 9,10 вышеупомянутого Закона о кадастре.

В соответствии  с частью 5 статьи 15 Закона о кадастре обязательным приложением к направляемым документам, в орган кадастрового учета, для внесения вышеназванных сведений является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица, в течение шести месяцев, с даты принятия, соответствующих решений. Также в случае установления территориальных зон карта (план) изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 71 утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, регулирующие порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в ГКН.

Приказом Росреестра от 30.04.2014года № П/203 определены также требования к электронным образам бумажных документов, подписанных усиленной электронной квалифицированной подписью лиц, которые в соответствии с нормативно правовыми актами РФ уполномочены заверять копии таких документов на бумажном носителе , предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны не могут пересекать границы земельных участков (п.6 порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267).

При этом в целях оказания содействия органам власти и местного самоуправления во внесении сведений о Государственной границе Российской федерации, границе между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, населенных пунктов,территориальных зон в ГКН,специалисты в сфере кадастра считают возможным предварительно рассматривать соответствующие документы на наличие возможных пересечений границ объектов землеустройства с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в информационномресурсе, и при необходимости предоставлять рекомендации по устранению таких пересечений.

Для проведения органом кадастрового учета названной предварительной проверки заинтересованным лицам необходимо представить следующие документы:

— электронный документ, воспроизводящий соответствующие сведения в формате XML;

— электронный образы карты (плана) объекта землеустройства, решение органа власти, документ, подтверждающий полномочия заявителя (в формате .pdf), направляемые документы должны быть удостоверены электронной цифровой подписью подготовившего и направившего их лица.

Кадастровая служба обращает особое внимание на тот факт, что данные о заявителе в XML-документ должны вноситься с учетом того, что документы, в которых содержатся необходимые для ГКН сведения, предоставляются в орган кадастрового учета либо органом местного самоуправления, либо органом государственной власти. То есть подразделением, которое принимает в рамках своей компетенции правовые акты, изменяющие или устанавливающие границы населенных пунктов (муниципальных образований, субъектов Российской Федерации). Кроме того, подобные правовые акты могут изменять и устанавливать зоны с особыми условиями использования территорий, территориальные зоны.

В то же время нередко во внесении в государственный кадастр недвижимости информации о зонах заинтересованы прежде всего сами правообладатели объектов. Поэтому заинтересованное лицо также может предоставлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения в ГКН сведений о зоне с особыми условиями использования территорий. Полномочия лица, предоставившего документы, могут основываться на доверенности, которая оформляется в соответствующем порядке тем органом, который принял правовой акт или решение относительно установления конкретной зоны. Нотариально удостоверять такую доверенность нет необходимости.

Отсутствие или недостаточное количество вышеназванной информации приводит к неточностям и ошибкам при ведении государственного кадастра недвижимости.

ЭТО БЫЛА СТАТЬЯ О ДЕЙСТВИЯХ РОССЕЕСТРА. ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ? ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ВОПРОСЫ