002-technology
001-mail

Куда исчезли свидетельства о праве собственности?

Привычное всем свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимость уже почти год как перестало существовать. Однако и сегодня многие, столкнувшись с вопросом оформления прав на квартиру, дом или участок, узнают об этом с большим удивлением. Куда же пропало свидетельство права и как обходиться без него – поговорим об этом подробно.

ТАИНСТВЕННОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

Выдавать бумажные свидетельства о госрегистрации права собственности на тот или иной объект недвижимости в регистрирующих органах перестали с 15 июля 2016 года. «Виной» тому – изменения в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в силу. В переходный период длительностью полгода регистрирующие органы ещё были обязаны принимать свидетельства при совершении сделок купли-продажи, но фактически уже тогда их ценность, т.е. значение при сделках, была нулевой. Полностью из оборота свидетельства были выведены с 1 января 2017 года.
Согласно поправкам в вышеупомянутый закон отныне права владельца недвижимости подтверждаются только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРН), и именно запись в этом реестре считается единственным доказательством того, что квартира (дача, земля и т.п. ) принадлежит тому или иному собственнику.
Одновременно важную роль играет и непосредственно договор купли-продажи объекта недвижимости.
Таким образом, кадастровый учёт, регистрация возникновения и перехода права подтверждаются выпиской из Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке.
Среди других кардинальных новшеств поправок этого закона – объединение двух реестров (кадастра и регистрации недвижимости) и создание единой учётно-регистрационной системы, о чём мы писали ранее. Предполагалось, что это сделает операции с недвижимостью более удобными: упрощённый процесс оформления документов позволит сэкономить время заявителей.

ПОЧЕМУ ОТМЕНИЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВА

На самом деле до этого момента практика получения выписки из реестра недвижимости существовала уже на протяжении нескольких лет. Но по привычке, покупая или продавая квартиру, все, как правило, использовали информацию, зафиксированную в свидетельстве о праве собственности. При этом не отдавая себе отчёта в том, что стопроцентной гарантии того, что продавец является собственником объекта недвижимости, данный документ не даёт, а стало быть, всегда существовал элемент риска.
Собственно, именно этот нюанс – риск нарваться на мошенников при совершении той или иной сделки с недвижимостью – и озвучивали законодатели, говоря о причинах поправок и их целях. Отмена свидетельства о праве собственности означает непосредственное обращение к сведениям ЕГРН и тем самым укрепляет гарантию подлинности. Все эти данные хранятся в надёжной электронной базе, осуществляется многократное резервное копирование этой базы, чем поддерживается высокий уровень безопасности внесённых сведений.
Другой веской причиной отмены свидетельства стал тот факт, что информация, отражённая на бланке этого документа, носила неполный характер: это были очень краткие сведения о собственнике и его правах на недвижимость, а также о самом объекте. Более того, часто бывало так, что свидетельство выдано много лет назад, занесённые в него сведения давно устарели, но обе стороны продолжают покупать или продавать то, чего не существует или существует в изменённом виде.
Обращение к актуальной информации из ЕГРН сводит все погрешности и риски к нулю, делая тем самым любую сделку максимально прозрачной и чистой.

ВЫПИСКА В ПРАВЕ

Что же представляет собой выписка из ЕГРН?
Согласно форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378, выписка состоит из нескольких разделов, в каждом из которых содержатся следующие подробные сведения:
• описание объекта недвижимости: его основные характеристики, в частности строго прописывается номер и дата кадастрового номера, адрес, площадь, год ввода в эксплуатацию и т.д. ;
• зарегистрированные права на объект недвижимости: имя правообладателя, наличие ограничений прав (если есть), их основания и сроки, а также наличие или отсутствие обременений;
• о местоположении земельного участка или объекта недвижимости: наглядно представлен план-чертеж и схема месторасположения;
• о расположении помещения на этаже: в этом разделе также содержится схема расположения и указывается номер этажа.
В деталях выписка содержит немаловажную информацию, например:
• сведения о правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении объекта;
• сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на объект либо о невозможности госрегистрации без личного участия правообладателя или законного представителя;
• сведения о наличии решения об изъятии объекта для государственных и муниципальных нужд;
• сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении госрегистрации права, ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта;
• сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство многоквартирных домов на земельном участке.

Так, основываясь на выписке, мы имеем перед глазами достаточно подробную информацию для того, чтобы составить точную картину относительно интересующего нас объекта недвижимости и его «судьбы». Поскольку реестр своевременно отражает любые изменения, в какой бы момент вы ни обратились за сведениями, вы получите самую точную информацию.
Законом определены довольно короткие временные рамки на выдачу выписки – до трёх рабочих дней с даты получения запроса. Внесённые в ЕГРН сведения о недвижимости имеют статус открытого доступа – по запросу информацию из реестра недвижимости может беспрепятственно получить любое лицо, вне зависимости от того, где он находится, или от того, является ли он владельцем этой недвижимости или нет.
Получить выписку можно как в бумажном, так и в электронном виде. Способы подачи запроса: лично, через окно многофункционального центра (МФЦ), либо удалённо – через портал Росреестра или единый портал госуслуг.
По состоянию на июль 2017 года стоимость бумажной выписки из ЕГРН составляет для граждан 400 рублей, для юридических лиц – 1100 рублей. Электронный вариант обойдётся дешевле: в 250 и 500 рублей соответственно.

Отдел кадастровых работ
Первой Кадастровой Компании

ЭТО БЫЛА СТАТЬЯ О ДЕЙСТВИЯХ РОССЕЕСТРА. ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ? ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ВОПРОСЫ