002-technology
001-mail

Земли возвращаются: как работает Закон об изъятии сельхозземель

В 2017 году посевная площадь в стране впервые за последние 15 лет превысила 80 миллионов гектаров. Об этом было сказано на совещании по совершенствованию законодательства о сельхозземлях под руководством председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Связано же это с тем, что в июле 2016 года законодательно упростили порядок изъятия земельных участков, если они не используются или используются с нарушением законодательства. По данным министерства сельского хозяйства, с начала реализации нормы в оборот вернули более 120 тысяч гектаров земель сельхозназначения.
Речь идет о Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации». Напомним основные положения принятого закона.
Главная цель поправок — вовлечь в оборот неиспользуемые земли сельхозназначения, а также усовершенствовать порядок изъятия таких земель при их ненадлежащем использовании.
Для этого закреплена, например, такая норма: сельхозземли, находящиеся в границах сельских поселений или расположенные не более чем в 30 километрах от них, могут использоваться только для сельского хозяйства. И сельскохозяйственный участок через три года может быть изъят у собственника, если его действия приводят к снижению плодородия земель или причиняют вред окружающей среде.
После изъятия участок будет продан с публичных торгов. В них, кстати, не смогут участвовать компании, учредителем которых является собственник участка, у которого его изъяли, а также члены его семьи. Если же сделку заключат, она будет признана недействительной.
Наиболее детальной переработке подверглась статья 6 Закона («Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки»), в которой собственно и описан детально весь процесс изъятия земель, которые используются не по назначению. Рекомендуем ознакомиться с некоторыми пунктами статьи. Так, причины и сроки изъятия указаны в пп. 2-5 упомянутой статьи:
«2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд c момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.
5. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания».
Порядок действий уполномоченного органа в случае неустранения правонарушений, указанных в пп. 2 и 3, регламентирует пункт 6 данной статьи, а именно орган обязан 1) направить материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; и 2) подать в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В свою очередь орган исполнительной власти субъекта РФ в течение двух месяцев со дня поступления этих материалов обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов. Дальнейшая процедура такова (ст. 6 Закона):
«8. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
9. Юридические лица, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого принято решение об изъятии такого земельного участка, члены семьи собственника такого земельного участка, организации, на которые возложена оценка такого земельного участка, работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, члены семей соответствующих физических лиц, не могут участвовать в публичных торгах, в том числе посредством публичного предложения, по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, являются недействительными.
10. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
11. В случае если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.
12. Порядок определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно—правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
13. Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.
14. В случае если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов. Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.
15. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»».
«Главный посыл закона — это не отнять землю, а вернуть ее в сельскохозяйственный оборот, принудить собственника не сидеть как собака на сене на этой земле, не ждать, когда подвернется удобный случай перевести эти земли в разряд под строительство или продать подороже, а так или иначе заниматься сельхозпроизводством», — успокаивает фермеров Анатолий Тихонов, директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС.
«Использование сельхозземель не для сельскохозяйственных целей будет усложнено, — поясняет эксперт, — что должно уменьшить количество случаев снижения плодородия земель или причинения вреда окружающей среде из-за нецелевого и неправильного использования участков».
По словам экспертов, в этой сфере пока еще много нерешенных вопросов. «Мы констатируем неудовлетворительное состояние и деградацию российских почв. До сих пор не решена проблема эффективного использования земельных долей. Серьезную озабоченность вызывает нерациональное, зачастую хищническое использование особо ценных сельскохозяйственных земель», — резюмировал Анатолий Тихонов, комментируя нормы закона.
На недавнем январском совещании премьер-министр Дмитрий Медведев вновь подчеркнул, что первостепенная цель принятой нормы — возвращение в оборот заброшенных участков пашни, которые могли бы давать урожай. «Земли, которые пригодны для сельхозпроизводства, надо использовать рационально, а это значит, что земля должна находиться в руках тех, кто на ней готов работать», — сказал он. При этом правила оборота земель не только не должны создавать препятствий для развития сельскохозяйственной отрасли, но и должны поощрять его.
Принудительное изъятие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения — мера крайняя, считает Дмитрий Медведев, но и к ней прибегать необходимо. Этот механизм власти намерены использовать и дальше для сокращения заброшенных посевных площадей, и он «должен быть эффективным, а не просто дубиной, которая висит, но в руки ее никто никогда не берет».

Интерес потенциальных инвесторов к заброшенным сельхозземлям можно было бы привлечь за счет снижения стоимости таких участков при проведении торгов. «Сэкономленные деньги могут быть направлены, в частности, на проведение других действий: мелиорацию, подготовку земель к использованию», — считает Дмитрий Медведев.
В развитие законодательства в правительстве рассматривают предложения об усилении взаимодействия региональных властей с надзорными органами для выявления неиспользуемых земель и по расширению комплексных кадастровых работ в отношении земель сельхозназначения.
Подготовлено с использованием материалов «Российской газеты»

  • Конец «дачной амнистии»?

    «Дачная амнистия» – упрощённая процедура регистрации прав на индивидуальные жилые дома на загородных участках, длящаяся уже 12 лет, – как ни печально и ни удивительно, постепенно сворачивается. Ряд её положений...

  • Земельный кадастровый учет

    Постановка на кадастровый учет позволяет внести в сведения Единого государственного реестра недвижимости информацию о характеристиках земельного участка. Наличие кадастрового паспорта участка существенно упрощает распоряжение данным объектом недвижимости. Кроме того, процедура...

ЭТО БЫЛА СТАТЬЯ О ДЕЙСТВИЯХ РОССЕЕСТРА. ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ? ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ВОПРОСЫ