Земинспекторы: нарушать земельное законодательство будет невыгодно

Теория и практика земельного надзора

Современное земельное законодательство РФ рассматривает землю, прежде всего, не как объект администрирования, а с точки зрения очевидной практической пользы – как хозяйственную ценность. Одной из главных целей его – обеспечение заинтересованности собственников в наилучшем использовании земли. Законные владельцы земельных участков – граждане ли это или предприятие, организация, учреждение, – зарегистрировав право на землю, автоматически вступают в права владения, что даёт им возможность самостоятельно хозяйствовать, например засевать поля сельхозкультурами, и впоследствии свободно распоряжаться урожаем.

Однако на практике мы видим множественные случаи нарушения земельного законодательства. Земля не используется по назначению либо не «работает» вовсе, на ней возводятся постройки в противоречие категории, да и попросту загрязняется – теми же несанкционированными с валками бытовых отходов.

Впрочем, государство не теряет бдительности. Вскоре нарушать земельное право будет невыгодно, утверждают эксперты: на законодательном уровне внесены предложения о повышении в десятки раз размеров налагаемых штрафов за подобные нарушения.

Государственный земельный контроль – дело не одного ведомства, а совместное. Так, данное направление является одной из главных задач Росреестра. Служба регистраторов взаимодействует в этой сфере с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

В постоянном режиме специалистами ведется контроль за исполнением плана проведения проверок соблюдения земельного законодательства территориальными отделами, также при составления отчетности и в случаях обращений за консультацией и методической помощью контролируется исполнение госземинспекторами территориальных отделов требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Мы обратились к специалистам – земельным инспекторам Управления Росреестра по Брянской области за информацией о том, как ведётся земельный надзор на практике.

Основными видами выявляемых госземинспекторами правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, являются следующие:

  • самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (статья 7.1 КоАП РФ) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8 КоАП РФ).

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правонарушение в виде самовольного занятия земельного участка выражается в активных действиях граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей направленных на занятие (завладение) земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности является противоправным деянием, так как статья 7.1 КоАП РФ предусматривает незаконность использования земельного участка, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования:

а) собственно на земельный участок;

б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Отмечу, что согласно действующему законодательству правоустанавливающими документами на земельный участок являются:

  • копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;
  • кадастровый план земельного участка;
  • иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Правонарушение в виде использования земель не по целевому назначению, т.е. не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, проявляются в виде:

  • изменения режима земель;
  • нарушения землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков;
  • осуществления непредусмотренных видов деятельности, например когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта или когда земельный участок согласно правоустанавливающим документам предоставлен гражданам под индивидуальное жилищное строительство, а фактически на нем размещен магазин, автосервис, автомойка, гостиница и т.п.

Особо специалисты подчёркивают, что федеральные власти постоянно работают над тем, чтобы уменьшить число правонарушений в данной сфере. В настоящее время на законодательном уровне внесены предложения о повышении в десятки раз размеров налагаемых штрафов за нарушения земельного законодательства. В связи с указанными изменениями в сторону существенного ужесточения ответственности виновных лиц рекомендуем гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении сделок и проведении хозяйственной деятельности, внимательней и ответственней подходить к вопросу соблюдения требований земельного законодательства.

Не менее пристально следят за состоянием земель сельхозназначения специалисты Управления Россельхознадзрора. Земельный контроль осуществляется ими по следующим направлениям:

  • выявление нарушений земельного законодательства, связанных с порчей земель сельскохозяйственного назначения, а также возмещение вреда (ущерба), причиненного землям сельскохозяйственного назначения;
  • контроль за рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения средними и крупными сельхозпроизводителями;
  • контроль за выполнением обязательных мероприятий по охране почв от загрязнения пестицидами;
  • надзор за деятельностью органов местного самоуправления в сфере муниципального земельного контроля;
  • вовлечение земель в сельскохозяйственное производство. Инициирование прекращения права пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения недобросовестными пользователями.

Земли, оказавшиеся не востребованными для аграрного производства, переходят в разряд бросовых, рассказывают специалисты. Качественные показатели развития фитосанитарного состояния бросовых земель определяются динамикой и процессами распространения на них сорной растительности. На первом этапе такие земли проходят бурьяновую стадию с типичной сорнополевой растительностью. Закономерной тенденцией является увеличение доли опасных многолетних сорняков, а также карантинных видов. В последующем бросовые земли превращаются в неокультуренные залежи. Здесь создаются наиболее благоприятные условия для группы многоядных вредных организмов, болезней растений.

Что касается несанкционированных свалок, то эксперты напоминают, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. А пунктом 1 статьи 13 данного закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке. В связи с этим специалистами Управления Россльхознадроа регулярно проводятся проверки по выявлению и устранению данных видов правонарушений. Благодаря этой работе тысячи гектаров заброшенных и замусоренных земельных участков возвращены в сельскохозяйственный оборот.

Мы постараемся помочь и проконсультируем бесплатно

Более 100 крупных корпоративных клиентов