Законодательные изменения в сфере информационного взаимодействия при ведении ГКН

Под информационным взаимодействием подразумевается процесс направления органами местного самоуправления в орган кадастрового учета документов для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов, о качественных характеристиках объектов недвижимости, а также получение органом местного самоуправления сведений государственного кадастра недвижимости без участия заявителей. Недавно, в начале текущего года, в этой сфере произошли некоторые изменения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме.

Постановление вступило в силу 14 февраля 2014 года. С этого же дня утратило силу Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган кадастрового учета документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений в случае принятия ими решений:

  • об установлении или изменении прохождения государственной границы Российской Федерации;
  • об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, границ населенного пункта;
  • об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий
  • об утверждении правил землепользования и застройки;
  • об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
  • об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;
  • о присвоении адресов объектам недвижимости или об изменении таких адресов;
  • об отнесении земельного участка к определенной категории земель
  • о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
  • о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение.

Специалисты кадастровой палаты обращают внимание на следующие особенности подготовки и направления таких документов.

Правилами установлено, что при информационном взаимодействии документы представляются в филиал учреждения в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

В случае отсутствия у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в сети Интернет или на электронных носителях.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

Представленные в филиал документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа. Со временем такая электронная подпись станет обязательным явлением для большинства электронных документов в различных сферах жизни.

Остановимся более подробно на одном из измененных требований к Правилам направления документов в порядке информационного взаимодействия.

Правилами установлено, что обязательным приложением является карта (план) соответствующего объекта землеустройства. При этом в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений карта (план) должна изготавливаться в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки. Кроме того, во всех вышеуказанных случаях направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего направляемым в орган кадастрового учета документам, в случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, границ населенного пункта, установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

На сегодняшний день органы государственной власти и местного самоуправления направляют специалистам органам кадастрового учёта в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия ими решения, в связи с которым требуется внесение изменений в следующие сведения государственного кадастра недвижимости:

  • об адресе объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости;
  • о категории земель, к которой отнесен земельный участок;
  • о разрешенном использовании земельного участка;
  • о назначении здания;
  • о назначении помещения.

В свою очередь специалисты обрабатывают документы, поступившие в порядке информационного взаимодействия, в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов.

Кадастровой палатой проводится комплекс мероприятий по развитию информационного взаимодействия в различных регионах страны: направляются письма, разъясняющие порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, рекомендации по использованию программных продуктов. В территориальных отделах проводятся совещания с представителями органов местного самоуправления по вопросам информационного взаимодействия.

Данный способ имеет ряд определённых преимуществ, среди которых:

  • упрощение процесса взаимодействия филиала с органами местного самоуправления, общения граждан с органами власти;
  • ускорение процесса ведения государственного кадастра недвижимости;
  • освобождение граждан и юридических лиц от необходимости личного обращения к специалистам филиала.

Отметим, что собственникам объектов недвижимости не обязательно самим идти в кадастровую палату с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, так как данные полномочия относятся к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления. Если же измененные сведения об объектах недвижимости не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные статьей 15 Закона о кадастре, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. В случае если к заявлению не будут приложены соответствующие документы, кадастровая палата самостоятельно их запрашивает в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В заключение хотелось бы напомнить, что обязательность предоставления сведений об изменившихся характеристиках объекта недвижимости в орган кадастрового учета избавляет правообладателей от ненужных обращений в орган кадастрового учета. Так, в случае изменения адреса объекта, категории и вида разрешенного использования земельного участка орган, принявший такое решение, в течение пяти рабочих дней направляет его копию в орган кадастрового учета для внесения изменений в сведения кадастра недвижимости.

Мы постараемся помочь и проконсультируем бесплатно

Более 100 крупных корпоративных клиентов