Дом без адреса: проблемы российской адресной системы

На сегодняшний день российская адресная система находится в неудовлетворительном состоянии, а целый ряд объектов недвижимости вообще не имеет адреса как такового. Отсутствие же этой необходимой информации усложняет и без того запутанную картину взаимодействия связанных между собой ведомств.

Эффективное функционирование государственных институтов невозможно без актуальной и достоверной адресной информации, которая необходима для удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти, органов местного управления. Именно поэтому распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1011-р «О федеральной информационной адресной системе» было указано создать федеральную информационную адресную систему в целях обеспечения в Российской Федерации унификации структуры адресной информации, не содержащей персональных данных, и единообразного наименования входящих в нее элементов, а также обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить создание адресной системы, содержащей структурированную в соответствии с едиными требованиями к описанию адресов адресную информацию, доступную для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Для качественного предоставления государственных услуг служба регистрации нуждается в доступе к достоверной информации об адресах всех объектов недвижимости, тем не менее такая информация не только зачастую отсутствует, но и сами законодательные акты, регулирующие данный вопрос, противоречат друг другу. Дабы не быть голословными и посмотреть, как обстоит с этим дело на практике в регионах, мы обратились к одному из территориальных органов службы Росреестра, расположенному в Брянской области.

На территории города Брянска действует Положение «О порядке присвоения адресов объектам недвижимости на территории г. Брянска и ведения адресного реестра г. Брянска» (постановление администрации г. Брянска от 25.06.2010 № 1581-п), которое, к сожалению, не учитывает изменения норм действующего законодательства Российской Федерации, сообщили нам в пресс-службе управления.

Представителями данного регистрирующего органа были внесены предложения по изменениям, которые необходимо включить в Положение, чтобы привести его в соответствие с нормами Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № ФЗ-210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», исключив участие заявителя в промежуточных стадиях процедуры присвоения адреса (например, взаимодействие ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» и МУП «Архитектурно-планировочное бюро» должно осуществляться без заявителя).

Особое внимание наш собеседник обратил на то, что с 1 января 2013 года признаны недействующими нормативные акты в части технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, поэтому в качестве необходимого для присвоения адреса документа необоснованно истребовать у заявителей технический паспорт на объект недвижимого имущества. Кроме того, упомянутое Положение не содержит чёткой процедуры присвоения адреса земельному участку, в том числе при преобразовании земельных участков (например, при разделе земельного участка, которому ранее был присвоен адрес).

В пресс-службе брянского управления Росреестра отметили, что отсутствие присвоенных адресов таким объектам недвижимости, как гаражи, садовые (дачные) дома, земельные участки, на которых они расположены, территории гаражных обществ, садовых товариществ и тому подобных объектов, — проблема, которая требует первоочередного решения.

На сегодняшний день местоположение указанных выше объектов определяется наименованием общества, на территории которого они расположены, что приводит к социальному ажиотажу в случае изменения организационно-правовой формы обществ. Кроме того, отсутствие адресации указанных объектов создает проблемы при взаимодействии с Федеральной налоговой службой (ФНС), которая является оператором адресной системы, так как отсутствие присвоенного в соответствии с Всероссийским классификатором адресов структурированного адреса приводит к невозможности корректной передачи сведений в ФНС.

В Управлении Росреестра по Брянской области считают, что для обеспечения организационного взаимодействия и интеграции программных решений при осуществлении обмена данными между различными информационными системами ведомств, региональных и муниципальных структур, а также для повышения качества государственных и муниципальных услуг, оказываемых государством населению, необходимо скорейшее решение обозначенных в данном материале проблем.

Мы постараемся помочь и проконсультируем бесплатно

Более 100 крупных корпоративных клиентов