Госпрограмма кадастрового учёта: основные положения и пути развития

В России принята Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости (2014–2019 годы)», определивший пути развития сферы госрегистрации и кадастра на ближайшие пять лет. Этот документ касается всех граждан страны и затронет практически каждого. Обозначим основные положения программы и выделим наиболее значимые направления работы в данной сфере, предусмотренные документом.

ФЦП госрегистрации и кадастрового учёта утверждена постановлением Правительства РФ от 10 октября 2013 года № 903 «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости (2014–2019 годы)». Текст документа, разработанный и подготовленный Минэкономразвития, опубликован на сайте правительства 17 октября 2013 года.

Современное состояние сферы земельно-имущественных отношений в Российской Федерации характеризуется наличием ряда проблем, говорится в пояснительном тексте, предваряющем документ. Во-первых, наличие двух самостоятельных информационных ресурсов о недвижимости (ЕГРП и ГКН) вместо единой цельной базы сильно осложняет жизнь как работниками службы госрегистрации, так и заявителям: приводит к высокой удельной ресурсоёмкости предоставления госуслуг в данной сфере и не позволяет обеспечить необходимый уровень межведомственного взаимодействия, в частности для повышения эффективности налогообложения недвижимости.

Во-вторых, в стране до сих пор не существует единого закона о государственной регистрации прав и кадастровом учёте объектов недвижимости. Учётно-регистрационные процедуры регулируются федеральными законами «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости», которые не исключают дублирования сведений о правах и объектах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости и не предусматривают правила синхронизации сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, что приводит к многократному увеличению ошибок в сведениях указанных систем.

Всё это побудило правительство разработать документ, который предназначен гармонизировать обозначенные сложности и наладить механизм деятельности в сфере в сфере земельно-имущественных отношений.

Задачами Программы являются:

  • объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс;
  • обеспечение организации предоставления услуг по принципу «одного окна» и переход к оценке гражданами качества услуг;
  • повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения эффективности налогообложения недвижимости.

«В рамках реализации Программы предусматривается комплекс мероприятий, обеспечивающих создание достоверного (полного и качественного) единого государственного реестра объектов недвижимости, включающего в себя Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости, обеспечение оптимальных и комфортных условий предоставления государственных услуг потребителю, а также увеличение доходной части бюджетов за счёт расширения налогооблагаемой базы, что, в свою очередь, способствует достижению такой важнейшей стратегической цели государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации, как эффективное использование земли и недвижимости для удовлетворения потребностей общества и граждан» — сказано в тексте документа.

На протяжении ближайших пяти лет программой предусмотрено проведение ряда мер, обозначенных чётко и ясно. Среди них обозначены такие направления, как совершенствование взаимодействия между потребителями и поставщиками государственных услуг; развертывание и оснащение новых площадок ведомственного центра телефонного обслуживания; внедрение единых стандартов и требований к офисам приема-выдачи документов, в том числе оснащение единой автоматизированной системой аудиозаписи, электронной очередью, системой видеонаблюдения и трансляции, а также мобильными комплексами для оказания выездных приемов; строительство межрегиональных учетно-регистрационных центров, включая проектные и изыскательские работы.

Для улучшения взаимодействия с заявителями запланировано обеспечение единой очереди поступающих запросов, предварительной записи, предоставления информации о решениях, принятых по итогам рассмотрения заявлений, а также отправки сообщений о ходе оказания государственной услуги (посредством СМС и электронной почты).

Реализация мероприятия по строительству межрегиональных учетно-регистрационных центров предусматривает создание межрегиональных учетно-регистрационных центров обработки данных, которые позволят создать технологическую основу радикального повышения уровня автоматизации процессов осуществления учетно-регистрационных действий и предоставления информационных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сразу в нескольких субъектах Российской Федерации, что реализует принцип экстерриториального обслуживания граждан.

Планируется создать 7 межрегиональных учетно-регистрационных центров обработки данных (на территориях Калужской, Ленинградской, Ростовской, Новосибирской и Воронежской областей, Краснодарского и Приморского краев) общей площадью около 78 тыс. кв. метров и с ориентировочной штатной численностью сотрудников, составляющей 11 тыс. человек. За время реализации ФЦП будут развернуты две площадки ведомственного центра телефонного обслуживания (на базе помещений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»), одна из них рассчитана на обслуживание Северо-Кавказского федерального округа и Южного федерального округа, другая — на обслуживание Дальневосточного федерального округа и Сибирского федерального округа.

В тексте документа подробно перечислены и такие меры, как оснащение межрегиональных учетно-регистрационных центров обработки данных; создание программно-аппаратной платформы хранения электронных документов; строительство архивохранилищ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, включая проектные и изыскательские работы, и их материально-техническое оснащение; проведение работ по перекомплектованию и переводу в электронную форму дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел, и многие другие.

Итак, чего же нам ожидать в результате такой объёмной и планомерной работы, к концу срока реализации принятой ФЦП?

К 2019 году планируется завершить создание Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом в электронном виде будут объединены документы из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости.

По информации «Российской газеты», ссылающейся на слова представителя службы Росреестра, среднее количество листов в делах правоустанавливающих документов составляет 30, в кадастровом деле – 40. Их перевод в электронную форму позволит сократить объемы хранения, наладить регистрацию прав по экстерриториальному принципу, тем самым всю процедуру регистрации прав на объект недвижимости можно будет провести непосредственно из дома или собственного рабочего офиса – через Интернет. Ввести в действие данную схему планируется в 83 регионах страны к окончанию срока реализации программы.

В целом ФЦП предполагает постепенный перевод всё большего числа госуслуг по регистрации прав и кадастровому учёту в Мировую Сеть. Если сегодня через портал Росреестра можно получить всего 5 процентов от общего числа госуслуг, то к 2019 году такую возможность получат 70 процентов.

Планируется также увеличение доли площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации и учтённых в государственном кадастре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям действующего законодательства, с 56 до 65%; увеличение доли земельных участков, учтённых в государственном кадастре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям действующего законодательства, с 48 до 52%.

Предусмотрено и увеличение совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов, согласно документу налоги возрастут на 51%.

Для заявителей радостно будет узнать, что срок процедуры государственной регистрации прав на недвижимость будет сокращен с двадцати сегодняшних до семи дней, постановки на кадастровый учёт – с двадцати до пяти дней. Значительно снизится и время ожидания в очереди: если сегодня по регламенту заявитель обязан ждать до часа (шестидесяти минут), то в 2019 году каждый счастливчик простоит в ожидании не более десяти минут.

Проект постановления рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 3 октября 2013 года.

Мы постараемся помочь и проконсультируем бесплатно

Более 100 крупных корпоративных клиентов