Все в интернет! Современные технологии росреестра

И. Н. Иванеженкова,
редактор газеты «Земельная газета», г. Брянск

В век цифровых технологий большинство услуг постепенно переходит в электронный вид: в веб-пространстве создаются сайты, порталы, интернет-магазины. На государственном уровне идет работа над так называемым электронным правительством. Сфера регистрации недвижимости активно подключена к этому процессу, постепенно переводя всё больше своих функций в глобальную Сеть.

СТАРТ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА

На пути развития столь актуального сегодня направления оказания государственных услуг в электронном виде важнейшим этапом программы по повышению эффективности обслуживания юридических и физических лиц стало появление в мае 2010 года интернет-портала Росреестра, расположенного в Сети по адресу: http://portal.rosreestr.ru.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 1555р Росреестр и все его подведомственные структуры, в том числе и орган кадастрового учёта, обязаны предоставлять ряд государственных услуг в электронном виде. Прежде всего, это госрегистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдача сведений, содержащихся в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости (ГКН), размещение публичных кадастровых карт в Интернете, а также непосредственно постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учёт.

Через интернет-портал ведомства реализуется три группы сервисов.

Первая группа сервисов связана с информированием граждан и организаций о том, где и как можно воспользоваться услугами Росреестра: поиск документов, мест оказания услуг, описание правил и последовательности действий и прочее.

Вторая группа сервисов — интерактивные и справочные услуги: выдача сведений из государственного кадастра недвижимости в режиме онлайн и публичная кадастровая карта, а также всевозможные механизмы обратной связи (опросы и анкетирование).

Третья группа сервисов предназначена для того, чтобы можно было через Интернет, то есть фактически не выходя из дома, поставить объект недвижимости на учёт, получить необходимые сведения из информационных ресурсов Росреестра, оплатить услуги, получить статус заявления и т.п. В результате такого действия пользователь имеет полноценный, юридически значимый электронный документ, который является эквивалентом бумажного.

Указанными сервисами могут пользоваться все категории заявителей — физические и юридические лица, нотариусы, уполномоченные сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.

Разработаны и внедрены специализированные web-сервисы, позволяющие при получении сведений из ГКН взаимодействовать на уровне «компьютер-компьютер» и, соответственно, автоматизировать повторяющиеся процессы, что важно для кадастровых инженеров, риелторов, нотариусов, банков — иными словами, заявителей, которые пользуются услугами интернет-портала регулярно.

До конца текущего года Росреестр намерен предоставить гражданам возможность получать все виды услуг посредством глобальной Сети. А для кадастровых инженеров услуга по постановке объектов недвижимости на кадастровый учёт будет переведена в Интернет целиком и полностью.

ПУБЛИЧНАЯ КАДАСТРОВАЯ КАРТА

Как показала практика, одним из наиболее востребованных и популярных сервисов интернет-портала стала публичная кадастровая карта (ПКК).

Кадастровые карты составляют один из разделов государственного кадастра недвижимости. На таких картах в графической и текстовой форме воспроизводятся следующие сведения:

  • о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства;
  • о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, населенных пунктов;
  • о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования;
  • о кадастровом делении территории Российской Федерации;
  • о местоположении пунктов опорных межевых сетей.

Кадастровые сведения на ПКК отображаются в виде границ единиц кадастрового деления (кадастровые округа, районы и кварталы) и земельных участков с указанием кадастровых номеров.

Благодаря присутствию подобных сведений в Интернете сокращается количество посещений гражданами офисов приёма документов, что ведёт к уменьшению очередей — искоренению самой злостной проблемы Росреестра. Кроме того, сами данные ГКН, будучи открытыми, становятся более достоверными, к ним обращаются всё чаще. Ещё один существенный плюс — в снижении финансовых затрат на получение документов и необходимой информации, т.к. стоимость веб-документов на порядок меньше стоимости бумажного варианта. В целом выходит, что через Интернет получить сведения из ГКН гораздо легче, удобнее и быстрее.

МОНИТОРИНГ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ

Руководство Росреестра подключает к глобальной Сети всё больше функций. Очередным этапом стал запуск (пока в тестовом режиме) информационной системы «Мониторинг рынка недвижимости». Сервис содержит данные по всей территории Российской Федерации с 1998 года.

«Мониторинг рынка недвижимости» позволяет совершенно бесплатно получить информацию обо всех сделках с недвижимостью — где, когда и по какой цене. Например, вы хотите купить дом с земельным участком и намерены прозондировать ситуацию: покупали ли в данной местности подобные участки и какова была их стоимость. В этом и поможет сервис, предоставив вам все необходимые сведения по данным вопросам.

Сейчас в систему загружены данные по 15 миллионам сделок с различными объектами недвижимости, сведения обновляются раз в 10 дней, но ведомство намерено перевести обновление в режим онлайн.

В ближайших планах Росреестра научить пользователей обращаться с новым сервисом. Для этого будет создана пошаговая инструкция с подробным описанием действий.

ВСЕГДА НА СВЯЗИ

Перевод ряда функций в электронный вид — не единственный способ Росреестра сделать свои услуги более доступными. Другой комплекс мер направлен на то, чтобы придать деятельности регистрирующего органа как можно большую эффективность за счёт автоматизации и технической оснащённости офисов приёма.

Так, в ряде регионов страны уже заработал в круглосуточном режиме ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО), сотрудники которого проконсультируют дозвонившегося: расскажут о перечне услуг, которые предоставляет Росреестр, подскажут адреса и время работы пунктов приёма документов. Здесь же вы сможете записаться на приём, узнать, какие документы вам понадобятся в вашем конкретном случае, оставить свою жалобу или предложение по работе регистрирующего органа и т.п.

Помимо единого многоканального федерального телефонного номера (8-800-199-34-34), ведомство организует связь с заявителями и по другим коммуникативным каналам: по традиционной и электронной почте, посредством SMS-сообщений, по факсу, с помощью веб-чата. Плата за такие обращения не взимается, однако следует учесть тариф интернет-соединения и телефонной междугородной связи. Запуск ВЦТО по всей территории Российской Федерации будет осуществлен до конца 2012 года.

Большое внимание Росреестр уделяет также всевозможным инструментам так называемой обратной связи, в числе которых на данный момент интернет-приемная, сервисы анкетирования и интерактивные опросы.

КАДАСТРОВЫЕ ДАННЫЕ В ОДНОМ МЕСТЕ

Вот-вот, с 1 июля, на портале Росреестра будет запущен ещё один информационный ресурс федерального значения, который призван решить задачу оперативного предоставления обобщённых кадастровых сведений по любому объекту недвижимости в рамках Российской Федерации. Ресурс планируют подключать к регионам постепенно, начиная со столицы, а завершится процесс уже к концу 2012 года.

Но за сведения такого порядка придётся заплатить: для входа в систему вам понадобится ключ доступа, стоимость которого будет зависеть от того, какое количество объектов вам необходимо просмотреть. Оплатить ключ можно либо непосредственно в офисе приёма заявителей, либо через Интернет, воспользовавшись одним из онлайн-кошельком, либо с помощью электронной цифровой подписи.

В век больших скоростей, когда каждая секунда на счету, важен момент оперативности: получив ключ доступа, все необходимые данные будут у вас на руках в течение нескольких минут. Пока же на сбор подобной информации требуется порядка недели, а то и больше.

ПОКУПКА-ОНЛАЙН

Всё, что пользователь видит на экране своего монитора, зайдя на портал, подразумевает под собой огромную работу по модернизации инфраструктуры и учётных систем Росреестра, разработке нового программного обеспечения.

Чтобы создать возможность экстерриториального обмена информацией, были внедрены средства гарантированной доставки сообщений. Все учётные и front-офисные системы и сервисы портала проинтегрированы через единую шину, связавшую между собой несколько сотен инсталляций учётных систем по всей территории Российской Федерации.

В целях повышения качества данных в государственных информационных ресурсах созданы территориальные информационные ресурсы, объединяющие на региональном уровне сведения из ГКН и ЕГРП для верификации данных и предоставления связанных сведений в Федеральную налоговую службу и Росимущество.

В 2012 году будет проведена работа по государственному кадастровому учёту объектов капитального строительства, что позволит повысить качество учётных процессов и сократить сроки их проведения за счёт повышения производительности труда, снизить себестоимость.

Предстоит ещё многое сделать на пути формирования единой федеральной информационной системы недвижимости: это и участие в реализации полноценного межведомственного взаимодействия с региональными и федеральными органами власти, и полная верификация данных учётных систем ведения ЕГРП и ГКН, и создание федерального информационного ресурса, и запуск новых сервисов интернет-портала.

По заявлению руководства Росреестра, технологически ведомство уже готово оказывать услугу регистрации права в электронном виде. Не исключено, что уже в начале 2013 года простые сделки типа купли-продажи земельного участка или дома можно будет совершать в режиме онлайн.

Мы постараемся помочь и проконсультируем бесплатно

Более 100 крупных корпоративных клиентов